суббота, 29 февраля 2020 г.

Формула души




Для того, чтобы понять, что такое душа человека, не нужно бросаться в пространные философские рассуждения. Для этого достаточно открыть Божье Слово. В нем мы и найдем ответ на этот вопрос, причем, ответ ясный и доступный для понимания.

Вот как Библия описывает процесс создания первого человека, Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).

(В древнем тексте на иврите звучит как «вдунул в его ноздри дыхание жизни» - именно так и переводит эту часть фразы большинство русскоязычных переводов Библии).

Обратив внимание на то, что человек СТАЛ душой (а не душа была помещена в человека), мы можем из наглядно описанного в этом стихе процесса создания души (т.е. самого человека) вывести очевидную формулу:


ПЛОТЬ + (плюс)  ДУХ = ДУША



То есть, с точки зрения Бога, Автора этих слов Библии, душа – это не некая независимая внутренняя субстанция человека, а непосредственное СОЧЕТАНИЕ плоти человека и духа (дыхания жизни) от Бога. Другими словами, душа – это сам человек как таковой (1Коринфянам 15:45; Псалом 104:17,18; Деяния 27:37). Душой называются и животные (Бытие 1:20-24; Числа 31:28; Откровение 16:3).

Что такое «дыхание жизни»? В Библии дыхание жизни называется также «дыханием Бога» или «духом Бога»:

«Доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» (Иов 27:3).«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4).

«Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Исаия 42:5).

«Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14,15).

Дыханием жизни в равной степени с человеком наделены все остальные живые существа. 

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело ДЫХАНИЕ ДУХА ЖИЗНИ в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли» (Бытие 7:21-23).

На языках, на которых была написана Библия, понятия «дух», «дыхание», «ветер» могут передаваться одними и теми же словами. Греческое слово пне́ума (Стронг 4151, озн. «дух») происходит от слова пне́о (Стронг 4157), означающего «дышать» или «дуть»; еврейское слово ру́ах (озн. «дух»), как считается, происходит от корня с тем же значением.

Соответственно, «дух» или «дыхание жизни», благодаря которому безжизненное тело человека (или животного) становится живым и сам человек становится «душою живою», является жизненной силой Бога, его определенной энергией (духом Бога), исходящей от него для поддержания жизни в каждом отдельном существе. О Боге так и говорится, что он «дает всему жизнь и дыхание и всё» (Деяния 17:25).

«Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Псалом 103:30).



Верна и обратная формула:

ДУША – (минус)  ДУХ = ПЛОТЬ                                       


Если душа живая (т.е. человек, либо животное) лишится Божьего дыхания жизни, останется безжизненная плоть, обреченная на неминуемое истление. Это и есть смерть души (т.е. смерть человека, либо животного). При этом важно знать, что в Библии нет выражения «бессмертная душа», зато очень часто говорится о смерти души, под которой подразумевается смерть непосредственно живого существа, будь то человека или животного (Иезекииль 18:4; Числа 23:10; Второзаконие 27:25; И.Навин 2:14; Судей 5:18; 16:30; Иов 36:14; Марка 3:4).

Так как первый человек Адам был «создан из праха земного», Бог предупредил его, что с ним произойдет при смерти: 

«Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 2:7; 3:19).

«Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"» (Псалом 89:4).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают <все> помышления его» (Псалом 145:4).

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7).

«Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14,15).

«А человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (Иов 14:10).

Сравните также Иов 7:21; 10:9; 21:26;


Этот принцип смерти души одинаково применим Писанием ко всякому живому творению: как к людям, так и к животным.

«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — УЧАСТЬ ОДНА: как те умирают, так умирают и эти, и ОДНО ДЫХАНИЕ У ВСЕХ, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! ВСЕ ИДЕТ В ОДНО МЕСТО: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Екклесиаст 3:18-20; Сравните также Псалом 48:13).

«Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Псалом 103:29).



Итак, согласно указаниям Библии, сотворенный Богом человек сам по себе является «душой живой», а факт его смерти, наоборот, подразумевает смерть души. Смерть как таковая является результатом утери живым существом (т.е. душой) «дыхания жизни», «духа Бога», которым Творец все это время поддерживал существование и жизнедеятельность подобного существа (человека или животного). Библия об этом говорит так:

«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти» (Екклесиаст 8:8).

Но если душа после смерти существа считается умершей, а его безжизненная плоть постепенно истлевает (возвращается в прах), то что происходит с духом Бога, который до момента смерти служил жизненной силой для такого существа? Что об этом говорит Библия?


ДУША – (минус)  ПЛОТЬ  = ДУХ


Вспомним описанный в Божьем Слове процесс создания первого человека:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его [в его ноздри] дыхание жизни…» (Бытие 2:7).

Для того, чтобы безжизненную массу превратить в живое существо, Бог «вдунул» в нее часть своей жизненной энергии. До тех пор, пока эта энергия присутствовала в человеке (или животном), тот являлся живым.

«В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти», - читаем мы в Божьем Слове об Источнике жизненной силы (Иов 12:10. Сравните Числа 27:16).

В свою очередь, результат смерти описывается в Екклесиаст 12:7, где мы читаем:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а ДУХ ВОЗВРАТИЛСЯ К БОГУ, Который дал его».

Вывод очевиден: наделяя существо Своим духом, энергией, Бог тем самым дает ему жизнь. При смерти существа жизненная энергия, наоборот, возвращается обратно к Творцу. Вот почему в Писании говорится, что Иисус в момент своей смерти «испустил дух», а Стефан просил «принять свой дух» (Матфея 27:50; Деяния 7:59).


Понятно, что этот дух не является некой разумной интеллектуальной внутренней субстанцией, способной к дальнейшему существованию после смерти человека (либо животного). Это всего лишь часть жизненной силы, которой Творец по своему желанию наделяет все живые существа на земле. В противном случае пришлось бы думать, что все люди, включая Адама, до своего появления на земле имели некое разумное существование на небе, а потом снова туда вернулись. Равным образом следовало бы заключить, что и животные, у которых с человеком «одно дыхание» [буквально «один дух»], тоже до своего появления на земле имели небесное существование, а после – их «душа» вернулась на небо (Екклесиаст 3:18-20). Однако, подобные рассуждения из разряда учений о предсуществовании или реинкарнации являются небиблейскими заблуждениями.     

Поэтому единственно логичное и полностью согласное со всеми вышеозвученными библейскими указаниями понимание побуждает прийти к следующему здравому заключению:

Душа – это сам человек (или животное), а не некая разумная субстанция внутри него, якобы способная к самостоятельному существованию вне тела.

Душа человека или животного является сочетанием его физического тела (плоти) с жизненной силой от Бога (Его духом, энергией).

Смерть живого существа означает потерю им духа жизненной силы.

После смерти безжизненная плоть обречена на постепенное исчезновение, превращение в прах. Дух Творца, благодаря которому это существо имело возможность жить, «возвращается к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7).

Смерть человека или животного означает абсолютное прекращение какого бы то ни было продолжения его разумного существования или сохранения интеллектуальных способностей.

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе» (Псалом 6:6).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают <все> помышления его» (Псалом 145:4).

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем… Потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9:5,6,10).

(Сравните также Иов 3:11-13; 14:12).

Наиболее понятное для сравнения со смертью состояние человека – это его глубокий сон (Псалом 12:4; Марка 5:39; Иоанна 11:11-14; Ефесянам 5:14).



Впрочем, дает ли Бог для умерших надежду? В свое время на этот вопрос обратил внимание праведный Иов:

«Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов 14:14,15).

И вот что обещает Божье Слово:

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исаия 26:19).

«Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15).

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:23-25). 
«Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоанна 5:28,29).

Библия говорит о надежде на воскресение для миллиардов людей, живших и умерших в прошедшие времена. Если бы человеческая душа после смерти продолжала где-то существовать, то терялся бы весь смысл в ее воскресении как таковом (как можно воскресить то, что якобы и так продолжает жить?) Однако, согласно библейским пояснениям, смерть человека означает смерть в полном смысле этого слова – абсолютное небытие. Воскресение – это возвращение из состояния небытия в состояние существования, полноценной разумной жизни. Более того, такую новую жизнь Божье Слово называет «истинной» или «подлинной» жизнью (1 Тимофею 6:19, Стронг 3689). Потому что такая обещанная Богом жизнь является ВЕЧНОЙ ЖИЗНЬЮ!


«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).










4 комментария:

  1. Классно! Молодец Сергей довёл формулу до совершенства! Буду пользоваться )

    ОтветитьУдалить
  2. ЗАЧЕМ ЖЕ ТОГДА БОГ ДАВАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОВОРИЛ АДАМУ СМЕРТЬЮ УМРЁШЬ , ЕСЛИ БЫ АДАМ ТАК И ТАК БЫЛ БЫ СМЕРТНЫМ .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. адам не был смертным. поэтому Бог и сказал, что есть некое условие, при нарушении которого Адама умрет.

      Удалить