понедельник, 30 сентября 2019 г.

Палатинское граффито - описание распятия или языческого культа?





Нестыковки в понимании
Культ ослоголового Сета-Тифона
Символ "Y"
Распятая фигура?
Допустим, крест. И снова проблема...
Выводы


Когда поднимается вопрос о том, был ли Иисус распят на кресте или на обычном столбе, сторонники первого варианта обязательно упомянут пример т.н. «Палатинского граффито». Считается, что это самое раннее изображение распятого Христа. Что о нем известно и действительно ли его можно считать источником, близким по времени к известным евангельским событиям?

Палатинское граффито (оно же «Граффито Алексаменоса») представляет собой рисунок, выполненный на гипсовой стене в Риме, в районе Палатинского холма. В «Википедии» дается следующая информация:
 

«Граффити было обнаружено в 1857 году, когда на Палатинском холме было обнаружено здание под названием Домус Гелотиана. Император Калигула приобрёл этот дом для устройства там императорского дворца, который после смерти Калигулы стал использоваться в качестве педагогиума (школы-интерната) для императорских пажей. [… ] Граффито изображает распятую на кресте человекоподобную фигуру с головой осла. В правом верхнем углу изображения находится символ, определяемый либо как греческая буква эпсилон, либо как тау-крест. В левой части изображения молодой человек, по-видимому, представляющий собой Алексаменоса, римского солдата или стражника, поднимает одну руку в жесте, предполагающем, вероятно, поклонение этой фигуре. Под крестом имеется надпись, написанная на ломаном греческом: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον». Слово «ςεβετε» здесь может быть истолковано как вариант написания (возможно, фонетически ошибочный) слова «ςεβεται» на традиционном греческом, означающего «поклонение». Полностью надпись в итоге может быть переведена как «Алексаменос поклоняется [его] богу». Некоторые другие источники предлагают как предполагаемый перевод вариант «Алексаменос в процессе поклонения богу» или аналогичные».


Ниже мы видим само изображение, именуемое «Палатинским граффито»:




Итак, на приведенном изображении можно рассмотреть некую облеченную в одежду фигуру с головой осла, которая, как кажется, прикреплена к тонкому Т-образному предмету. Ноги этой фигуры не закреплены, а свободно стоят на таком же тонком основании. Слева от нее виден человек в позе поклоняющегося данному существу. Внизу изображения присутствует надпись на ломанном греческом, указывающая, что человек носит имя Алексаменос, и он поклоняется своему богу. Справа от фигуры присутствует таинственный знак «Y».

Самое распространенное предположение о смысле данного рисунка: это карикатура на христианина, который поклоняется распятому на кресте Иисусу. При этом утверждается, что данное граффито является самым ранним изображением крестообразного распятия. В итоге делается вывод, что этот артефакт может служить доказательством того, Христос был распят на кресте.   


Нестыковки в понимании


Однако, сторонники такой трактовки как правило не спешат упомянуть, что среди исследователей существует далеко не однозначное отношение «Палатинскому граффито». И причин для этого существует несколько. Мы не будем чрезмерно уходить в подробности, но озвучим основные нюансы.

Во-первых, сам факт того, что сатирический рисунок был сделан непосредственно в Риме, поднимает вопрос: если на нем изображен казненный на распятии человек, то почему он распят в одежде, а не согласно римскому правилу, следуя которому преступника распинали нагим? Причем, эта одежда явно такая же, как и у стоящего рядом Алексамена. Или же на рисунке изображена вовсе не сцена казни? 

Во-вторых, почему на рисунке положение тела «распятого» не соответствует виду реально распятого человека? Например, ноги «распятого» не прикреплены к стволу, а свободно стоят на дополнительном поперечном основании. Однако, ноги распятого Иисуса, как указывает евангелие, были прибиты к древу.

В-третьих, почему само «распятие» настолько тонкое, что больше походит на обычные шесты, на которые, к примеру, подвешивают какие-либо предметы? Возможно ли, что рисунок изображает вовсе не кого-то казненного, а некое закрепленное на подставке божество с головой осла, образу которого этот Алексаменон и поклонялся?

Для сравнения, обратите внимание на изображения римского периода с крестообразными «вешалками», используемыми под аналогичные цели и очень похожими на поздние «распятия»:



Культ ослоголового Сета-Тифона


Однако, насколько обоснованно можно говорить, что некий Алексаменон мог поклоняться языческому божеству с головой осла? Существовал ли во времена древнего Рима подобный культ? В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» мы читаем:
«Возможность такого серьезного понимания доказал тот же Wünsch, сопоставив «палатинское распятие» с родом магических дощечек, принадлежащих руке возницы ипподрома 3 века по Рожд. Хр., дощечек, заключающих направленное против возниц-конкурентов заклинание. Эти заклинания адресованы изображенному на дощечке ослоголовому демону, которого, по данным самих дощечек и по другим свидетельствам, приходится отождествлять с египетским богом Тифоном-Сетом... Культ этого ослоголового Тифона-Сета существовал еще в эпоху раннего христианства» (Раздел "Асинарии - ослопоклонники"). 





Как признает историк Б.Г. Деревенский, "ряд исследователей доказывает, что здесь мы сталкиваемся с другим явлением, и что палатинский рисунок – вовсе не карикатура на христианский культ. Художник нисколько не желал осмеять Алексамена, иначе не стал бы в другом граффити называть его «верным». Дело в том, что Алексамен действительно поклонялся ослоголовому божеству" ("Представление о христианах в античном обществе").

Б.Г. Деревенский упоминает существующее предположение, что представленный на рисунке Алексаменос мог принадлежать к гностической секте сифиан. При этом историк делает уточнение, что у сторонников мнения будто сифиане могли отождествлять с ослоголовым Сет-Тифоном распятого Иисуса, в действительности нет каких-либо реальных исторических подтверждений. По его словам, "это целиком и полностью догадка современных исследователей
". 




Больше света на интересующий нас вопрос могут пролить подробности, связанные с культом египетского бога Сета. Историк Инна Смирнова в книге "Тайная история креста" приводит факты, указывающие на историю развития креста как языческого символа, имеющего самое прямое отношение к культам божеств. Причем, особое значение крест имел в египетской религиозной системе еще задолго до появления христианства. Упоминая самый известный вид египетского креста - "анкх", историк говорит, что "по сути, он был самым древним амулетом династического периода". В то же время И. Смирнова подчеркивает важную деталь:

"
В более поздний период анх связывался с изображением бога Сета (греки отождествляли его с Тифоном) в цепях и, как таковой, подвешивался на шею больному в качестве амулета, возрождающего жизненную силу".

На многочисленных древнеегипетских изображениях Сет неизменно демонстрирует египетский крест-"анкх", языческий символ вечной жизни ("Анкх" состоял из двух частей: тау-креста, как символа жизни, и круга, как символа вечности). Согласно египетской мифологии, ослоголовый бог Сет (греч. Тифон, согл. Геродоту и Плутарху) вступил в длительное противоборство с богом Гором, однако, потерпел поражение, был пленен и скован цепью. Спустя некоторое время Сет восстанавливает свою силу и вновь начинает сражение с Гором. В конечном счете оба божества получают власть над Египтом, разделив его, соответственно, на две части.

Исходя из рассмотренной выше информации, можно сделать определенные выводы. Как отмечалось ранее, к
ульт поклонения богу Сету (Тифону) существовал и в эпоху раннего христианства. В пантеоне египетских богов Сет, как правило, был представлен в человеческом теле, но с головой осла. После неудачного сражения Сет был пленен и скован. Культ Сета был связан с символом египетского креста.










Учитывая вышеописанные особенности данного культа, появляются весомые основания для предположения, что на Палатинском граффито изображен последователь культа Тифона-Сета, совершающий поклонение перед изображением своего божества. Тогда кажется вполне логичным, что фигура ослоголового бога на рисунке облечена в одежду, а не обнажена, как у жертв распятия. Форма предмета, на фоне которого присутствует фигура божества, очень напоминает форму языческого древнеегипетского креста. Соответственно, речь может идти вовсе не о распятии, а о символическом значении совершаемого Алексаменосом поклонения. Возможно, впрочем, что данная поза может быть и отсылкой к сцене закованного в цепи Сета, попавшего в плен к своему сопернику Гору.




Символ "Y"


В этой связи остается неосвещенным вопрос: что означает символ "Y", указанный в верхнем правом углу изображения. У историков нет четкого ответа на этот вопрос. Однако если следовать версии с поклонением божеству Сету, то следует обратить внимание на уже упомянутую выше деталь в мифологическом описании наказания этого бога. 
Наличие символа "Y" получает объяснение с учетом имеющихся изображений с описанием сцены наказания Сета, совершенного богом Гором и другими божествами. Обратите внимание на нижеприведенную иллюстрацию:



В центре изображения мы видим прикрепленного к столбу или шесту ослоголового бога Сета в момент его казни. Форма этого столба имеет вид уже знакомого нам символа "Y". Следует полагать, что использование такой внешней формы столба мучений символизировало осуждение Сета и низвержение его былого могущества.

Столб наказания в форме "
Y" является достаточно известным в египетской истории, на что указывают обнаруженные учеными древние изображения. В частности, мы можем наблюдать этот же столб с привязаными к нему для наказания жертвами на нижеприведенных иллюстрациях.

  
В завершение обсуждения данного пункта стоит упомянуть еще одну версию понимания использованного в Палатинском граффито символа "Y". Согласно выводу Б.Г. Деревенского "загадочный знак «Y» направо от головы распятого весьма напоминает символ двух путей подземного царства, встречающийся на сифианских магических дощечках. В частности, в виде знака «8» он имеется на дощечке, относящейся к III веку, на которой рядом с текстом заклинания изображен ослоголовый демон с бубном в одной руке и с палкой в другой".

Как можно убедиться, факт использования данного символа в достаточно серьезной степени побуждает воспринимать само граффито в качестве описания явно не христианского культа. Во всех рассмотренных случаях данный знак имел прямую взаимосвязь с оккультными практиками, в центре которых присутствовало магическое существо с головой осла. Как заметил египтолог Макс Мюллер, «когда Сет сделался своего рода Сатаной, его имя с готовностью заимствовали в запретной магии» («Египетская мифология»). Делая условную пометку, автор рисунка, видимо, хотел подчеркнуть соответствующий характер поклонения Алексаменоса. 




        

Распятая фигура?


Можно ожидать услышать возражение: разве положение ослоголовой фигуры не указывает на факт ее распятия? Вовсе не обязательно. Как уже отмечалось ранее, на примитивном рисунке могла быть представлена сцена поклонения Алексаменоса перед закрепленным на шестах образом гибридного божества, что, возможно, реально практиковалось в его культе. Сам факт, что руки бога при этом распростерты по сторонам, является вполне привычным религиозным жестом. Собственно, в египетских изображениях мы можем найти множество подобных примеров.




На нижерасположенных иллюстрациях представлен египетский крест-"анкх" с распростертыми по сторонам руками, в каждой из которых находится уже известный нам "скипетр Уас". Похоже на распятие? Но все-таки это не распятие...





Вспомним еще раз изображение ослоголового Сета-Тифона из древних магических рисунков:




Учитывая рассмотренные ранее факты, указывающие на схожесть сцены из Палатинского граффито с мистическими египетскими культами, становится понятным, что изображение на данном рисунке вовсе не обязательно подразумевает распятие ослоголового гибридного божества.




Допустим, крест. И снова проблема...



Так или иначе, думаю, все равно найдутся те, кто будет держаться привычной версии, что на Палатинском граффито изображена карикатура распятого Христа. Несмотря на все противоречия и факты обратного. В самом деле, ведь неизвестный автор рисунка нисколько не позаботился о том, чтобы внести ясность, какой конкретно культ он намеревался высмеять и кого именно подразумевал под зооморфной фигурой. 


Что ж, давайте персонально рассмотрим эту версию. Представим, что на граффито действительно был изображен Иисус с головой осла, причем, распятый на кресте. Есть ли в таком случае основания использовать данный рисунок в качестве доказательства, что Христос был распят на крестообразном орудии смерти? И, главное, можно ли это граффито называть "самым ранним" доказательством, что Иисус умер на кресте? Увы, нет. И вот почему...

Обычно сторонники креста ссылаются на Палатинское граффито, датируя его чуть ли не концом I - началом II веков н.э. Однако реальность такова, что специалисты в основе своей относят данное изображение лишь к III веку н. э. А это обстоятельство в корне меняет ситуацию. 


Историки согласны с тем, что первые поколения христиан в Палестине или Европе не использовали символа креста. Апостольская церковь не знала и не практиковала этого образа. Но в III веке н. э. египетские христиане-копты, исторически знакомые с древним и самым популярным религиозным символом Египта - крестом в виде "Тау" и особенно "Тау с ушком" ("анкхом") - перенимают его для своей практики, как бы "охристианизировав" его. Вскоре из Северной Африки символ креста перекочевывает в другие христианские общины и становится символом, якобы описывающим форму распятия Христа. 
  
«Форма последнего [креста из двух балок] взяла начало в древней Халдее и употреблялась там, а также в соседних странах, включая Египет, как символ бог Таммуза (в виде мистической буквы Тау, первой буквы его имени). К середине III века н.э. церкви либо отступили от некоторых учений христианской веры, либо исказили их. Чтобы укрепить позиции отступнической церковной системы, церкви принимали язычников без духовного перерождения и позволяли им сохранять свои языческие знаки и символы. Таким образом, буква Тау, или Т, в наиболее распространённом виде с опущенной перекладиной, была перенята для обозначения креста Христова» (Толковый словарь слов Нового Завета» У.Е. Вайна / Vine W.E. «An Expository Dictionary of New Testament Words». Лондон, 1962, т. I, стр.256).

«Крест в виде буквы «Тау» широко применялся в Египте. Позднее египетские христиане (копты), очарованные его формой и возможно даже его символическим значением, восприняли его, как знак креста» (Ральф Вудроу «Действительно ли крест христианский символ?»).


«Христиане заимствовали его у египтян как эмблему будущей загробной,  блаженной жизни. Так что изображение «тау-креста», встречающееся преимущественно на христианских гробницах, вовсе не означает собой креста Иисуса Христа» (А. Древс «Миф о Христе»).

«По всей видимости, этот языческий символ впервые появился в Христианской Церкви в Египте, как и в Африке в целом. Датированные серединой третьего века слова Тертуллиана показывают, как сильно в это время карфагенская церковь была заражена старой закваской. Этим языческим символом особенно сильно был поражен Египет, который никогда не был до конца евангелизирован. Первоначальная форма того, что называется "Христианский Крест", была найдена в Египте на христианском памятнике и недвусмысленно является языческим "Тау", или египетским "Знаком Жизни". Пусть читатель внимательно прочтет следующие слова Дж.Уилкинсона: "Можно упомянуть достаточно любопытный факт относительно этого иероглифического знака [Тау], который ранние христиане Египта использовали вместо креста, делая на нем надписи точно так, как это в более поздние времена стало делаться с крестом. Я могу утверждать это на основании начинающихся с "Тау" многочисленных надписей, сохранившихся до нашего времени на ранних христианских памятниках". Основная мысль этого отрывка заключается в том, что в Египте существовала ранняя форма того, что впоследствии было названо крестом, и было ничем иным, как "Crux Ansata", или "Знаком Жизни", которым был отмечен Осирис и все египетские боги. К нему позже был прибавлен верхний элемент - ansa, или "ручка", что и стало простым "Тау", или простым крестом, каковым он дошел до наших дней. Этот дизайн, который можно повсеместно встретить на могилах, не имеет ничего общего с орудием казни Мессии и является простым заимствованием древнего и очень популярного языческого символа, так сильно живучего среди тех, кто, называя себя христианином, в сердце и уме фактически является язычником. Это, и только это, есть источником поклонения "кресту". Все вышесказанное, вне сомнения, может показаться очень странным и невероятным для тех, кто читал историю церкви с подачи Рима, как случилось с большинством людей, даже с протестантами......То, что когда-то имело совершенно другое значение - Тау, знак креста, неоспоримый знак Таммуза, лживого мессии, полностью растворилось в новом. Так, посредством "знака креста" Мессия был опять распят теми, кто называл себя Его учениками» (Александр Хислоп «Два Вавилона», Глава V. Ритуалы и обряды. Часть VI. Знак креста).


Итак, в III веке н. э. крест начинает популяризироваться в среде "христиан". И именно к этому времени ученые относят время появления Палатинского рисунка, на котором, как считают некоторые, изображен Иисус с головой осла, распятый на кресте. И даже если теоретически представить, будто автор этого рисунка действительно подразумевал Иисуса на кресте, то такое обстоятельство нисколько не претендует на звание "самого раннего доказательства". Потому что сама дата появления этого граффито соотносится лишь с "коптским периодом", гораздо поздним по сравнению с периодом апостольского века.



Выводы


Рассмотренные выше факты позволяют прийти к следующим заключениям:

Изображение на Палатинском граффито вряд ли указывает на распятого Иисуса. Внешность зооморфного существа с головой осла не соответствует образу казнимых: ноги существа не прибиты к стволу, и на нем присутствует одежда (причем, явно такая же, как и у человека слева), в то время, как обреченных на казнь раздевали донага.

Нарисованное граффито может подразумевать не живую личность в момент казни, а некий искусственный образ, закрепленный на возвышении для совершения ему поклонения.

Ослоголовый объект поклонения был известен как египетский бог Сет, внешней отличительной особенностью которого была голова осла.

Согласно обнаруженным магическим дощечкам, в Риме практиковался культ поклонения демону с головой осла. Возможно, что этот культ сочетался и с культом Сета-Тифона. 

Нарисованный справа от ослоголовой фигуры знак "Y" мог быть указателем на культ Сета. Согласно египетской мифологии, Сет был прикован цепями и казнен. На древнеегипетских рисунках столб мучений Сета имеет форму символа "Y". Возможно, также, что данный символ перекликается с т.н. "скипетром Уас", имеющим соответствующее раздвоение с одного конца, и изображение головы Сета - с другого. 

По мнению ряда исследователей, символ "Y" имеет прямое отношение к магическим практикам, совершаемым в древности представителями культов. 

Распростертые руки ослоголовца не обязательно должны указывать на его распятие. Многие древние божества представлены на изображениях с аналогичным жестом, имеющим религиозный характер.

Даже если условно представить, будто на граффито указан распятый Иисус, это никак не подтверждает факт крестообразного орудия его смерти. Большинство ученых датируют рисунок III веком н. э. Именно в этот период образ креста начинает заимствоваться из языческих культов египетскими христианами-коптами, а после передаваться остальным церквям. Предшествовавшая апостольская церковь не знала и не практиковала в своем поклонении символа креста. Если автор рисунка III века н. э. подразумевал крестное распятие Христа, то это представление определенно имело место быть под влиянием новой "крестной" традиции у позднего поколения христиан.   






1 комментарий:

  1. Спасибо за интересную статью. Тот, кто прочитал правду о кресте, уже никогда не сможет почитать этот предмет так как раньше..

    ОтветитьУдалить