четверг, 28 февраля 2019 г.

Благословение или проклятие?




Кто-то однажды сказал: «В испытании важно сохранить не только веру, но и любовь». Наверное, эта мысль в чем-то перекликается с тем, что Библия говорит в 1 Коринфянам 13:3 -


«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

В окружающем жестоком мире тысячи людей подвергались и будут подвергаться несправедливому отношению и преследованиям со стороны властей. В этой связи Иисус, видимо, вызвал немалое удивление у своих учеников, когда указал им на то, что должно их отличать от других в пору испытаний и преследований:


«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:43,44).

Иисус сказал странную вещь. По сути, он дал понять: в мире гонят и преследуют многих, но если вы называетесь моими учениками, то должны отличаться от остальных даже в своем отношении к гонителям. Поступайте с ними по любви, не проклинайте их, не угрожайте им, наоборот, благословляйте и молитесь за них! 


Ох, уж это христианство! Как же неудобны учения Иисуса для нашей несовершенной человеческой сущности... Я имею веру, имею знания, настроен пройти испытания и отдать свое тело, ради Христа (прямо как Петр в Матфея 26:33-35)… Но вот зачем от меня ожидать, чтобы я еще и любил своих врагов?! К чему это всё?

К тому, что Иисус сказал далее:


«Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:45-48).


Наше отношение к тем, кто разворачивает несправедливые притеснения или даже жестоко обращается с последователями Иисуса, показывает, что нами движет в первую очередь: главным образом возмущение (пусть даже и справедливое) или все-таки желание иметь «такой же образ мыслей, какой был у Христа Иисуса» (Римлянам 15:5).

А как мыслил Иисус?


«Мыслите так же, как мыслил Христос Иисус, который… смирил себя и был послушен до самой смерти» (Филиппийцам 2:5-8).


«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:21-23).

Слова Иисуса не расходились с делами. Как он учил, так поступал и сам. Ни перед Синедрионом, ни перед Пилатом, ни будучи истязаемым, а после – распятым, он не злословил и не проклинал тех, кто был причастен к его мучениям и приближающейся смерти. И тем самым, согласно словам Петра, Иисус «оставил нам пример, дабы мы шли по следам его» (Сравните Иоанна 13:15).

Последующие ученики Христа взяли этот пример в качестве подражания, когда сами столкнулись с жестокими гонениями:


«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте… Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:14,17-21).


«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Коринфянам 4:12,13).


«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1 Петра 2:19,20).



Потеряло ли силу это наставление для нас, современных христиан? Вовсе нет. Сегодня последователей Иисуса все так же «злословят», «хулят» и «гонят», их причисляют к «экстремистам», арестовывают, бросают в тюрьмы и даже пытают. Они «страдают несправедливо» за то, что «делают добро». Но одно дело, когда ты читаешь о преследованиях христиан в Библии, и совсем иное – когда это напрямую касается тебя и твоих соверующих. В первом случае ничто не мешает восхищаться примерами смирения и терпения живших в далеком прошлом учеников Христа. Ты принимаешь это по умолчанию, просто как должное. Но как резко может измениться отношение к гонениям и гонителям, когда гонят лично тебя и твоих братьев по вере!

И тем не менее, может ли кто-нибудь сказать о себе: «У меня особая ситуация! В моем случае я могу и не следовать словам Библии о любви к врагам»? Вряд ли. Даже Иисус не мог себе такого позволить! Может ли тогда какой-нибудь христианин в своем отдельном случае претендовать на исключение из правил? Может ли он вместо благословений и молитв за своих врагов обращать в их адрес проклятия и угрозы?


На фоне увеличивающегося числа сообщений в СМИ о гонениях против служителей Бога важно не потерять духовное здравомыслие. Под многими подобными статьями, а также в соцсетях и иных интернет-сообществах можно наблюдать достаточно горячие комментарии, как за, так и против происходящего. Конечно, человек создан Богом с присущим чувством справедливости, но Слово Бога предупреждает об опасности: 


«Угнетение может заставить мудрого поступать безумно» (Экклезиаст 7:7).

Когда сталкиваешься с несправедливостью, появляется искушение перестать контролировать свой разум и язык, начав вести себя совсем не так, как того желает Бог. Так, некоторые христиане, крайне возмущенные происходящим с их единоверцами, позволяют себе жесткие и даже грубые высказывания в адрес гонителей. «Ничего, скоро Бог и за них возьмется!»… «Им не уйти от Божьего гнева!»… «Хотелось бы посмотреть, как Бог будет судить их своим Судом»… И т.д., и т.п.

Увы, но подобная реакция некоторых христиан не может иметь ничего общего с позицией самого Христа, который наставлял учеников:


«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:29).


«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"» (Иуды 9).

Иов, перенесший многие страдания и несправедливое к себе отношение, но оставшийся верным в глазах Бога, мог с чистой совестью сказать:


«Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» (Иов 31:29,30).

В этой связи Писание предупреждает избегать неправильного отношения к врагам:


«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Притчи 24:17,18).


«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притчи 25:20,21. Сравните 4 Царств 6:21-23).

Некоторые христиане применили вышеуказанный принцип буквально, когда проявили кроткое и уважительное отношение к тем, кто пришел с обысками в их дома - они даже предложили непрошенным "гостям" покушать, пока те осуществляли свою работу. И в глазах Бога, и в глазах людей такое поведение христиан приобрело куда большую силу, чем если бы те вдруг стали разражаться проклятиями!
 
Писание показывает, что в случае несправедливого отношения к себе, христиане могут прибегать к «защите и законному утверждению» своих прав (Филиппийцам 1:7). Так, апостол Павел неоднократно использовал подобные возможности, ссылаясь на римское законодательство (Деяния 16:35-38; 22:24-29; 23:27; 25:8-12). Сегодня христиане в этих целях отстаивают свое доброе имя в судах или через СМИ.

Однако, если некий христианин, забывая, что «любовь… не раздражается», позволяет себе грубые высказывания в адрес других, возможно, он оправдывает себя тем, что действует из благих соображений, радея о восстановлении справедливости (1 Коринфянам 13:5). Но действительно ли такое поведение содействует делу истины? Увы, не только не содействует, но, наоборот, вредит ей! О чем может подумать посторонний человек, видящий в интернете несдержанный комментарий того, кто называет себя христианином? «А может, не просто так их назвали опасными? Вон, какие реплики кто-то из них тут написал… Кто их там знает?» И получается, что чересчур резкая реакция некоего верующего человека служит вовсе не свидетельством, а антисвидетельством. В результате это лишает других людей желания разобраться в происходящих событиях.   

Однако, Писание призывает христиан к совершенно другому поведению:


«Твоя речь должна быть здравой, такой, какую нельзя было бы осудить, чтобы тот, кто на стороне противников, почувствовал стыд, не имея сказать о нас ничего дурного» (Титу 2:8).


«Но теперь отложите от себя всё: ярость, гнев, злобу, оскорбительную речь» (Колоссянам 3:8).


«Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петра 2:15).

И это очень важное напоминание! Реакция христианина на происходящие несправедливые действия так или иначе будет свидетельством – либо в поддержку доброго имени тех, кого преследуют и, соответственно, опровержением вменяемых им обвинений… Либо «свидетельством» о том, что гонят их не без оснований, так как некоторые из таких верующих позволяют себе не самое христианское поведение. А какое свидетельство стремишься дать ты?

Недостаточно желать, чтобы внешние люди могли убедиться в безосновательности преследования группы верующих. Куда важнее, чтобы наблюдающие за происходящим люди воспринимали преследуемых не просто как «мирных законопослушных граждан», но увидели в них ОБРАЗЕЦ ИСТИННЫХ ХРИСТИАН! Вот тогда это станет настоящим свидетельством для мира! Получат ли они такое свидетельство или нет, сегодня зависит от личного примера каждого отдельного христианина, от его речи и поведения.


«[Языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть...Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иакова 3:9,10,13)





10 комментариев:

  1. Благодарю искренне за напоминание, брат! Вовремя. Выучу наизусть приведенные тексты - благодарю за тщательную их подборку!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо ,Сергей, за ценные напоминания! Наверное противник бога и добивается чтобы среди служителей возникла паника и здравомыслием было потеряно. Хочет сломить непорочность. Не хочется быть жертвой такихтаких манипуляций.

    ОтветитьУдалить
  3. Какая правильная статья . Спасибо вам большое , это так правильно . Надо слушать Бога и его наставления . ..

    ОтветитьУдалить
  4. Всё так и есть.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень своевременно! Спасибо большое, Сергей! Я точно из тех, у кого, определенно, возмущение присутствует. Причем стихи, на которые ты ссылаешься, хорошо знаю. Спасибо, еще раз, за то, что обратил внимание именно на эту грань любви, - любовь к нашим гонителям.
    P.S. Неуместные комментарии не давал, хотя, очень хотелось ответить, я бы сказал, хлестко...

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за прекрасное напоминание!! Сама испытала неловкость, когда читала комментарии к ролику с ютуба, во-первых, не уверена, что это ролик создан братом, так как его речь - не "чистая" , использовал бытовые слова, хорошо, хоть не маты. В комментариях, я так понимаю, наши соверующие, поддерживали его, называя братом. Будем аккуратными в своих эмоциях, не позволим им разрушить того, чего мы достигли на пути истины, Слава нашему Отцу !!!

    ОтветитьУдалить
  7. Действительно трудно удержаться от комментариев про "Скорый суд Божий", или от подобных. Надо постоянно контролировать себя.

    В ходе общения в интернете, когда хочется резко ответить, я всегда представляю что возможно будет после.
    Допустим я напишу что-то грубое, собеседник разозлится, но тут к нему в дверь постучатся братья с проповедью... Получится очень нехорошо.
    Это реально останавливает.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо дорогой Сергей!
    Вовремя.

    ОтветитьУдалить
  9. Очень здраво, и главное, по учению Христовому.Спасибо.

    ОтветитьУдалить