суббота, 14 июля 2018 г.

Настоящих православных в России менее 1 процента?!



"Русь была крещена, но не просвещена" (Николай Лесков)


 «Россия - это православная страна с абсолютным православным большинством», - такое утверждение несколько лет назад сделал один митрополит. В интернете нередко можно встретить цифры, согласно которым число православных россиян составляет от 70 до 80 процентов от общего числа граждан страны. Думаю, истинная религиозная принадлежность все-таки должна определяться не ношением на теле специальных символов, свойственных определенному виду вероисповедания, а каким-то участием в жизни той самой религии. Согласитесь, если вы ходите в футболке с надписью «New York», вы не становитесь автоматически гражданином США.


А сколько «православных» граждан нашей страны действительно серьезно относятся к своей вере? Настолько серьезно, что стараются хоть как-то участвовать в этом религиозном поклонении… Надеюсь, я не ошибусь, если скажу, что самый доступный способ для верующего человека ассоциировать себя со своей религией, это его присутствие на богослужениях. Собственно говоря, настоящий православный верующий будет стремиться совершать причастие в церкви каждое воскресенье. Разумеется, в воскресные дни храмы не переполняются желающими соответствовать православному уставу, что уже само по себе ставит под вопрос заявленное выше утверждение об «абсолютном православном большинстве».

Что ж, попробуем ограничиться исключительно самыми важными церковными действами, такими как рождественское и пасхальное богослужения. Проведем небольшой мониторинг предоставленных СМИ статистических данных. Сколько же россиян ценят православную веру хотя бы в той степени, что планируют присутствовать в это время в самом важном месте – в храме?  




ПРИСУТСТВИЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКОМ И ПАСХАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИЯХ (около 2-3%)



Итак, согласно сообщению сайта «Православие и мир», в январе 2018 года в стране проводилось 11 тысяч рождественских богослужений. Их посетило около 2,5 миллионов россиян

Статистика указывает, что это всего лишь 1,78% от числа граждан России. То есть получается, что действительно ценящих свою православную веру людей (настолько, что они готовы, пускай ненадолго, но прийти на поклонение Богу) недотягивает даже до 2 процентов. Согласно статистике, население России на 2018 год составляет около 147 млн человек. Вместе с тем, учитывая популяризируемое заявление о 80% православных в стране (должно соответствовать 118 млн человек), получается, что в реальности сколько-нибудь серьезно к церковной традиции относится лишь 1 человек из 47 причисляемых к православию.  

Обратим внимание на другое важное обстоятельство – динамику вовлеченности россиян в православные церковные практики. Насколько мне удалось обнаружить статистические данные по аналогичному вопросу за прошедшее десятилетие, можно констатировать следующие факты. Количество россиян, посещающих рождественские богослужения остается сравнительно на одном и том же уровне – два с половиной миллиона человек. Отсутствие роста представляется довольно странным, учитывая, что за последние десять лет число православных храмов и иных мест для богослужений, судя по статистике, увеличилось примерно в полтора раза.
В то же время число присутствующих на рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя неминуемо уменьшается – с 11 тысяч в 2005 году, до 5,5 тысяч в 2015 году (Данных о числе присутствовавших в ХСС в течение трех последних лет найти не удалось).


Н.А. Митрохин, кандидат исторических наук, автор книги «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», обращает внимание на данную особенность: 

«По данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек — 1,4-2% населения»


«При увеличении числа храмов количество верующих практически не меняется: пришедшие на рождественские службы в разных регионах вместе составляют около 2 % от всего населения. Это дает представление о масштабе влияния Русской православной церкви в данный момент. По данным социологических опросов о религиозной идентичности, в последние годы 70-75 %, а по некоторым опросам, до 80 % опрошенных говорят, что они православные. Несмотря на это, количество людей, способных дойти до храма во второй по значимости праздник после Пасхи, остается в пределах статистической погрешности»



Перейдем к статистике пасхальных богослужений. Традиционно численность присутствующих на праздновании Пасхи фиксируется несколько больше, чем на праздновании Рождества. Впрочем, это вполне может объясняться объективными факторами. Во-первых, более удобным, теплым периодом для посещения празднования, совершаемого в самый разгар весны. 
Во-вторых, церковное празднование Пасхи подразумевает дальнейшее «освящение» куличей, которое совершается после ночной церемонии. По этой причине многие приходят к церкви на следующий день, чтобы «освятить» принесенную пищу, причем, не принимая никакого участия в самих пасхальных священнодействиях. За счет этого обстоятельства формальное количество «пришедших» в храм на Пасху в сравнении с рождественскими богослужениями представляется несколько большими цифрами, так как идет учет и тех, кто приходит на «освящение» снеди на следующий день. 
И в-третьих, в период пасхальных праздников в статистику традиционно попадают и те, кто посещает кладбища, а это довольно значительная часть граждан, причем, не обязательно считающая себя православными.

Если говорить о статистике посещений пасхальных богослужений, то в последние годы здесь также наблюдается сравнительно стабильное число прихожан. По состоянию на 2018 год, в церковь на Пасху пришло около 4,5 млн россиян.  

Но даже если условно принять эти цифры в качестве истинного количества тех, кто на деле исповедует православие, мы придем к выводу, что в России это вероисповедание практикует только около 3% россиян. В процентном отношении от заявленного количества православных выходит, что таковыми в действительности является лишь 1 человек из 26 «православных».    

В виду данных цифр, абсолютно не понятно на чем основывается мнение, будто «Россия - это православная страна с абсолютным православным большинством», якобы составляющим 80% населения. 


Здесь можно ожидать возражения, мол, это все досужие рассуждения человека, отдаленного от православной церкви. Но давайте обратим внимание на заключения тех, кто имеет прямое отношение к православию.
   

Руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец в интервью изданию «Православие и мир» признал, что в России православие «исповедует 4% населения, которое живет церковной жизнью».













Протоиерей Андрей Лоргус пишет по этому поводу следующее:

«Мы – церковный народ – мы меньшинство в стране России. Так есть и, думаю, в XXI веке не изменится» (сайт «Православие и мир»)  

На своей странице в «Фейсбук» протоиерей признается:
«Каждый год, на Пасху и Рождество, я смотрю на цифры МВД. Конечно, они не совпадают с нашими, церковными оценками, которые основаны на учете прихожан. Можно считать, что праздничный пул православных в России менее 3,5%. Это праздник (как Пасха), когда приходят и те, кто Церковь не знает. У нас на всенощной были даже не крещеные. Значит Церковь в России - это численно не более 3%. НАС 3 %!!! Это мало? Сказать трудно учитывая нашу трагическую историю. Но в начале перестройки и восстановление Церкви мы ожидали большего! Большего! Я разочарован, как неофит 80-х ... Да, БЫЛ разочарован. Теперь нет. Действительно, большего не могло и быть. И это далось огромным трудом и жертвами».  




ПРАВОСЛАВНАЯ НЕРЕЛИГИОЗНОСТЬ?



Поразительные результаты многолетних опросов россиян на тему их религиозности раскрыл руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра», заместитель главного редактора журнала «Вестник общественного мнения» Борис Дубин: 

«60% православных не относят себя к религиозным людям, отметил Б. Дубин. Более того, подчеркнул он, только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет.
… Около 80% российских православных не бывают на причастии; 55% не посещают службы в храмах; 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности Церкви».   


Руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Наталия Зоркая отмечает ту же особенность «православности» россиян:
«Сегодня утверждение "я - православный" крайне редко подразумевает религиозность… Даже на Пасху, отмечает эксперт, большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. Социолог убеждена, что в стране по-прежнему сильны пережитки язычества - обрядоверие, магическое сознание. "В машинах у всех иконки, в больницах - иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша"» («Что значит быть православным в России?», DW).


Глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Аскольдович Тарусин дал объяснение реального положения дел среди тех, кто в ходе социальных опросов идентифицирует себя в качестве «православного»:

«Современные социологи до сих пор не могут договориться, кого считать православными. Нет критерия, по которому можно определять религиозность. 70-75% – это всего лишь доля респондентов, на вопрос: «Относите ли Вы себя к какой-либо религии?» – ответивших: «Да, я себя считаю православным». Эти цифры мало говорит о религиозности человека. Основание в данной самоидентификации лежит в национальной традиции, в семейных традициях, в культуре. Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности… Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один – два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. Дальше могут быть градации по самым разным параметрам. Таким образом, около 60% респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг – кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными… Еще раз повторяю: 75% православных из исследования ВЦИОМ – это признак национальной идентичности, то, что объединяет сегодня нацию. А сколько у нас церковных православных людей – это совсем другой вопрос».  




НАСТОЯЩИХ ПРАВОСЛАВНЫХ МЕНЬШЕ 1%?



Итак, согласно заключениям экспертов, число тех, кто решает посетить церковь в какой-либо из праздников, колеблется в пределах всего нескольких процентов. При этом нужно помнить, что согласно православному уставу, истинный верующий должен участвовать в церковных богослужениях регулярно, а не только по особым праздникам. В частности, это условие оговаривается в 80 правиле VI Вселенского собора (680-681 гг.), согласно которому при отсутствии прихожанина в церкви без уважительных причин на протяжении трех недель он подвергался «отлучению от общения». Священник Даниил Сысоев говорит об этом так:     

«По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (священник Даниил Сысоев «Зачем каждое воскресенье ходить в храм?»)

«В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике).

Что означает предписанное церковным правилом отлучение от общения?

«Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни» («Каноны Православной церкви. Правила святых Апостолов»).

Таким образом православный устав четко оговаривает условие отлучения от церковного общения всякого воцерковленного верующего, который без явных уважительных причин пропускал участие в богослужении на протяжении трех недель. Согласно данному правилу, такие лица считаются «отделившимися от Церкви». В этой связи невольно возникает вопрос: сколько же россиян из тех, кто причисляет себя к православной церкви, в действительности могут считаться таковыми, согласно самого же православного устава? 

Этот вопрос более чем важен, учитывая, что наибольшее количество православных граждан посещают церковь только по особым праздникам (таким как Рождество и Пасха). А это, как мы уже рассматривали выше, соответствует лишь примерно 2-3% от числа всех россиян. Какой же процент граждан «православной России» старательно соответствует предписываемому церковью порядку, регулярно (т.е не реже одного раза в три недели) присутствуя на церковных служениях?   

«Но сколько же православных в России сегодня? По всей видимости, людей, которые регулярно отправляют культ, которые посещают храм не только по праздникам, а постоянно, около 1% от населения (возможно, менее 1%). Точных данных нет, поскольку МВД не ведет статистику посещаемости храмов каждый день. Просто среди опрошенных в разных исследованиях почти не находится тех, кто ходит в храм несколько раз в неделю, кто буквально живет церковной жизнью» («Сколько православных в России?»)   

Упомянутый ранее историк и социолог Н.А Митрохин делится результатами своих исследований:

«На более конкретный вопрос о причащении (в котором обычно участвует большинство присутствующих на полноценной церковной службе — литургии) утвердительных ответов было еще меньше. Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год»


Что касается более частого посещения церкви, Митрохин озвучивает следующие данные:
«"Ядро" регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они освоили основные церковные практики (участие в литургии, исповедь и причастие) и регулярно их совершают. Например, на 100-тысячный район новостроек Петербурга (2010) или Перми (2014), по моим наблюдениям и интервью с духовенством, приходятся три открытых в воскресенье храма, где совершается литургия. Число причастников в них (они же, как правило, и постоянные прихожане) находилось суммарно в пределах 300 человек. В центральных районах городов храмов было, разумеется, больше, однако число причастников (помимо кафедральных соборов и одного-двух популярных храмов) было значительно меньше (10-30 человек на службе)».


«Посещаемость церквей в России остается примерно на одном и том же уровне. Хотя бы два раза в месяц, как показали исследования середины 2000-х годов, на воскресную службу приходят примерно полпроцента населения. Столько же людей регулярно участвуют в России в исламских и в протестантских практиках… Я могу однозначно утверждать, судя по исследованиям в регионах, что даже в центральной России протестантские группы и такие группы, как Свидетели Иеговы, представлены суммарно не меньше, чем православные» («РПЦ как она есть»)  

В частности, ссылаясь на пример исследований в Рязанской области, Николай Митрохин сообщает:
 «Результаты таковы: на обычной воскресной литургии в храмах области присутствует менее одного процента населения. На крупный (двунадесятый) праздник собирается в лучшем случае 3,6% (но не исключено, что и в два раза меньше). Даже Пасха, «праздник праздников и торжество торжеств», как любит говорить духовенство, собирает у храмов не более 10% жителей области (и это лучший известный нам результат среди регионов Центральной России), которые удовлетворяют свое религиозное чувство (и любопытство) участием в крестном ходе и расходятся, не дождавшись (с точки зрения учения Церкви) главного». 
(Николай Митрохин  Ольга Сибирева «"Не бойся, малое стадо!". Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области»).


Не лучше обстоит ситуация и с регулярным посещением церковных богослужений в провинциальных районах страны. Так, диакон Владимир Шалманов из Ставропольского края озвучивает следующие данные:
«Большинство жителей населенных пунктов Георгиевского благочиния, по-видимому, считают себя православными или, по крайней мере, симпатизируют Православию. Однако активные православные христиане (регулярно посещающие богослужения и участвующие в Таинствах) составляют не более 0,4-1% (в селах их доля меньше, в городах — больше) от общей численности крещеных в Православии. Остальные православные по крещению люди в той или иной степени поглощены заботами о достижении земных благ, находятся в плену различных суеверий, нездоровых эсхатологических настроений, языческих и неоязыческих тенденций».


В этой связи интересен комментарий одного православного читателя на странице упомянутого ранее протоиерея Андрея Лоргуса:
«Реальных, регулярных прихожан РПЦ, участвующих в таинствах хотя бы раз в месяц, - таких, думаю, 1-1,5%. Само по себе это не трагедия. Вот только при таком раскладе становится понятно, что баптистов и мусульман в РФ не меньше, чем православных, а в каких-то регионах те и/или другие преобладают».



Следует также отметить, что, согласно наблюдениям, показатель непосредственно активной части православных прихожан в течение лет так же демонстрирует устойчивое снижение. 

«Характерно, что процент активных православных граждан не растёт. Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. Согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение» в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются. Сейчас на дворе - 2018 год. А цифры тех, кто участвует в церковных обрядах за восемь лет даже снизились - с 4 до 2 процентов! И это - несмотря на открытие новых храмов, реставрацию старых и активность религиозной пропаганды на телевидении и в СМИ…
К тому же посещаемость храмов в дни больших праздников - не единственный показатель религиозности населения. Если всерьёз поинтересоваться у россиян, сколько из них НЕ встречали Новый год по новому календарю (то есть в ночь на 1 января, а не 13-го), сколько НЕ притрагивались к скоромной еде во время Великого предрождественского Поста, то мы получим исчезающе малую величину "истинно верующих"» («Новые Известия»).






ВЫВОДЫ



В этой связи невольно возникают вопросы: если число активных православных прихожан по факту составляет от силы лишь 1% (или даже меньше), то как такое обстоятельство согласуется с мнением, будто Россия является «православной страной с абсолютным православным большинством»? Можно ли считать частью церкви тех, кто, называясь «православными», абсолютно безразличен к ее уставу и правилам? Как известное и до сих пор не отмененное (!) 80 правило VI Вселенского собора выполняется церковью? Следует ли она данному соборному постановлению, «отлучая от общения» всякого, кто без уважительной причины три недели отсутствовал на причастии? Или сама церковь не считает важным послушание ее членов (а таких «непослушных» выходит подавляющее большинство)? Что важнее для церкви: послушное следование собственным соборным постановлениям или чисто формальное причисление к себе масс крещенных, но не обращенных людей, лишь называющих себя «православными»? Будет ли Россия считаться «православной страной с абсолютным православным большинством», если церковь, следуя соборному правилу, отлучит от общения всех, кто игнорирует регулярное причащение?

Итак, к каким выводам в итоге мы приходим? Судя по заключениям наблюдателей, а также самих православных представителей, в России реальное влияние православия (как религии) на общество не просто не достаточное, но крайне низкое. Данные за последние десять лет выдают, по сути, парадоксальную ситуацию. А именно:

1. Подавляющая часть тех, кто относит себя к «православным», в действительности не считают себя религиозными людьми, а треть «православных» вообще не верят в Бога.

2. Современная «православность», главным образом, воспринимается не как вопрос веры, а как способ национальной принадлежности.

3. Для подавляющей части «православных» вопрос соблюдения правил православной церкви практически не стоит. Они не стремятся к точному исполнению важных церковных предписаний, например, постов, регулярного посещения богослужений и причастия.

4. При росте числа церквей и храмов количество их прихожан не увеличивается.

5. Наиболее заметным днями участия в православных действах в течение года являются рождественская и пасхальная службы. Однако их посещает лишь 2-3 % россиян (соответственно 1 из 47 и 1 из 26 православных).

6. Регулярное посещение церковных священнодействий в России осуществляет от 0,5 до 1% населения (соответственно, не более 1% православных).

7. Численность регулярно посещающих церковь православных стабильно сокращается.

8. Следуя православному уставу (80 правило VI Вселенского собора), церковь не может считать «православными» тех, кто без уважительной причины пропускал богослужение в течение трех недель. Если применять данное не отмененное правило, соответственно около 99% людей, называющих себя «православными», подлежат «отлучению от общения» и не могут считаться членами церкви.

9. Применение вышеизложенного соборного правила автоматически лишает оснований утверждение о том, что Россия является «православной страной с абсолютным православным большинством».

10. По странной причине современная церковь не стремится выполнять 80 правило VI Вселенского собора, несмотря на то, что соборные правила считаются непреложными по своей сути.

2 комментария:

  1. Очень хорошее исследование, брат. Помогает увидеть истинную суть современного православия. Мой отец всегда утверждал: " По рождению я - православный, а по убеждению - атеист! " И таких большинство... 30 процентов

    ОтветитьУдалить
  2. https://www.youtube.com/watch?v=x4UAfvUz87Y

    ОтветитьУдалить