пятница, 21 декабря 2018 г.

"Взирать с ожиданием на Иегову"





История Божьего народа полна примеров несправедливых притеснений со стороны враждебно настроенных властей. Тем сильнее была радость служителей Иеговы, когда Бог избавлял их от преследований, давая им долгожданную свободу и мир. Читая соответствующие примеры из Библии, видишь, что в подобных ситуациях народ был полностью сосредоточен на своем Боге, воздавая Ему честь и славу, желая в полной мере видеть Его спасающую руку. 

Иегова – Бог великой мудрости! В частности, его мудрость проявляется таким образом, что увидеть определяющее действие святого духа в череде внешних событий может далеко не всякий человек, но только тот, кто способен смотреть на ситуацию глазами веры. В том, что для основной части общества может представляться всего лишь очередным ярким событием, духовно настроенный христианин отчетливо увидит руку Господа. Это то, о чем в свое время писал пророк Михей:


«А я буду взирать с ожиданием на Иегову; буду ждать Бога моего спасения» (Михей 7:7, Восстановительный перевод).

Давайте обратим внимание на важную особенность в словах пророка. Кого стремился «высматривать» Михей? Своего Бога Иегову. Остальное ему было уже не так важно. Пророк был готов «терпеливо ждать Бога своего спасения», чтобы в полной мере увидеть и понять, как Иегова начнет действовать, чтобы решить тяжелую ситуацию с его народом. Ради этого весь свой взор, все надежды Михей устремил к Богу. Только к нему…


Мудрость Иеговы многократно проявлялась и в том, что он мог действовать даже через тех, кто и в мыслях не собирался быть Его служителем. Причем, как правило, такие люди даже не понимали, что своими решениями и действиями они выполняют волю Истинного Бога. Так, цари Навуходоносор и Кир сделали то, что было угодно Иегове, хотя никогда не были его поклонниками и не стали таковыми потом. Впрочем, для самого Бога их согласие/несогласие не имело никакого значения – он просто использовал их власть и положение в целях осуществления своего намерения. 

Иегова не является Богом бездействия. Наоборот, он называет себя «Богом спасительных действий» (Псалом 68:20). Когда он, видя угнетение своего народа, решал положить конец такому угнетению, он так же желал, чтобы его служители обращали взор на его спасающую руку (Деяния 13:17). Но вот чего не желал и не желает Бог видеть в тех, кого он спасает? Суждений о мотивах тех, кого Бог в данный момент желал использовать для исполнения своего намерения.

Это разумно и правильно: сосредоточивать взор на том, когда и как именно Бог будет действовать. Как и Михей, христианин стремится «высматривать Иегову» (Михей 7:7). Но абсолютно неразумно смещать свой взор с Источника спасения на суждения/осуждения сильных мира сего, их мотивов и причин, по которым те говорят или делают что-то, что, как кажется, может принести облегчение угнетаемым служителям Бога. 


Иегова является Богом «времен и сроков» (Даниила 2:21). Раньше, чем он посчитает необходимым, он не вмешается в ход событий. Но и не позже, чем следует. Моисей однажды ошибочно посчитал, что настало время посылаемого Богом спасения (Деяния 7:23-29). Но у Бога был свой замысел и свои сроки его осуществления. Даниил так же ожидал вмешательства Бога, чтобы тот дал свободу своему угнетаемому народу, и горячо молился об этом Иегове, пытаясь понять, как Бог осуществит свое намерение (Даниил 9:1-4,19). Терпение Даниила в итоге было вознаграждено, когда персидский правитель Кир издал распоряжение об освобождении евреев из вавилонского плена.

Однако читаем ли мы где-либо в Писании, чтобы Даниил или другие израильтяне вместо молитв Иегове и упования на него начинали бросаться в суждения о мотивах или причинах, по которым Кир в итоге принял решение отпустить евреев домой? Думали ли они так:
«Кир – язычник! Он не поклоняется Иегове. С чего бы это вдруг он стал таким добрым? …Он что, не знал, что мы были несправедливо угнетаемы? Почему же сразу не отпустил нас после падения Вавилона, а лишь спустя полтора года? …Наверное, у него есть какие-то корыстные интересы…»
  
Даже если подобные мысли и были у кого-то из евреев, Бог не посчитал их достойными, чтобы отразить в своем Слове (Сравните Филиппийцам 4:8,9). И Даниил не думал, что ему следует «ковыряться» в причинах, почему Бог решает использовать в своих целях тех или иных влиятельных лиц, не являющихся при этом примерами благодетельности. Когда Богу нужно было осуществить свое намерение в отношении Валаама, он использовал даже неразумную ослицу, да и самого сребролюбивого пророка заставил говорить то, что Ему было угодно (Числа 22:22-38). 


В дальнейшем Божий народ снова оказался в беде. Влиятельный вельможа вменил ему в вину то, что описывается в Библии так:
«Есть народ, что рассеян по всем областям твоего царства и живет обособленно. Законы его не похожи на законы прочих народов, да и царских законов эти люди не исполняют. Не следует царю терпеть их. Если царю угодно, пусть напишет указ, чтобы их уничтожить » (Эсфирь 3:8,9, Заокский перевод).

Персидский царь, Ахашверош безо всякого колебания дал согласие на истреблении евреев во всей своей империи: «С народом этим поступай, как тебе угодно» (стих 11).

Да, в дальнейшем царь изменил свое решение, но явно вовсе не из-за того, что так любил евреев или их веру в Иегову, и даже не из соображений высокой справедливости. Он мотивировался совсем иными причинами, исключительно личными. В то же время мы понимаем, что реальное руководство в той ситуации исходило даже не от самого царя, но от Бога. И Богу было совсем не важно, понимал ли это сам царь или нет. Царь оставался таким, каким он был и до того, со всеми своими представлениями, взглядами и особенностями характера. Но волю Бога он осуществил, даже не подозревая о том.

Но важно не это. Стали ли сами евреи возмущаться последним решением царя, судача о мотивах, почему царь издал то один закон против них, то другой, уже противоположный? Опять-таки, в Писании мы этого не видим. Наоборот, иудеи восприняли изменение ситуации как спасительное руководство от Бога и именно это делали предметом своих разговоров.


«Для иудеев это было время света и веселья, радости и чести. В каждой провинции и в каждом городе, куда бы ни доходил царский указ, у иудеев было веселье и радость, пиршества и праздники» (Эсфирь 8:16,17, Новый русский перевод).

Случай с египетским фараоном вообще классический. Он то отпускал израильтян из рабства, то снова менял свое отношение к своему решению. Собственно, ничего удивительного в такой реакции правителя Египта не было. Мы понимаем, что намерение освободить евреев исходило лишь от Иеговы, который держал его сердце в своей руке, направляя его намерения по своему усмотрению (Исход 4:21; Исход 9:12; 10:1,27).

И в дальнейшем все примеры руководства Бога по избавлению своего народа от угнетения жестоких правителей находились в полном согласии с нижеприведенным библейским принципом:


«Сердце царя — как потоки в руке Иеговы: Он поворачивает его, куда пожелает» (Притчи 21:1, Восстановительный перевод).

Что это означает в свете обсуждаемого вопроса? Как долго служителям Бога придется находиться в состоянии угнетения и преследований зависит ТОЛЬКО ОТ ИЕГОВЫ! Любые решения сильных мира сего прекратить в той или иной мере противодействия народу Бога являются следствием ДЕЙСТВИЯ ДУХА ИЕГОВЫ! Каким именно образом служители Бога получат столь ожидаемое ими избавление от несправедливого к себе обращения – зависит ТОЛЬКО ОТ БОГА! Все остальное, не более чем сопутствующие детали и условности, допускаемые Богом и зачастую не осознаваемые самими же людьми, отчужденными от Бога. 

Что же касается самих служителей Бога, то очевидно следовать всё тому же принципу, что изложил пророк Михей: 


«А я буду взирать с ожиданием на Иегову; буду ждать Бога моего спасения» (Михей 7:7).

Ждать руководства Бога. Высматривать Иегову. Сохранять терпение. Находить радость непосредственно в надежде на спасение от Бога. Но не заниматься пересудами о мотивах правителей и царей, почему те вдруг изменяют (возможно!) свою прежнюю позицию. По каким причинам они это делают… Искренне или нет говорят… Знали или не знали о несправедливости к Божьим служителям… И т.д…. И т.п… Суета!




Знали или не знали ли то же самое египетские фараоны и персидские цари, как мы хорошо понимаем, не имело ровным счетом никакого значения ни для израильтян, ни для самого Иеговы. Потому что, по большому счету, не эти правители избавляли Божий народ. Его избавлял сам Бог. Так же он будет поступать и в дальнейшем, когда «вложит в их сердца осуществить его мысль, то есть осуществить одну их мысль» (Откровение 17:17). Другими словами, они будут считать, что эта мысль «их», но в действительности это будет мысль «его», Бога! Все тот же известный принцип.

Отсюда следует вывод: если я вместо того, чтобы «высматривать Иегову» буду «высматривать мотивы» у тех, кого Иегова на данный момент может использовать в своих целях, не стану ли я тем самым уничижать то, что сам Бог посчитал для себя пригодным? Не буду ли, сам того не осознавая, выражать презрение к образу действия Бога?

Конечно, Библия признает, что «угнетение может заставить мудрого поступать безумно» (Экклезиаст 7:7). Чувство несправедливого к себе отношения порой может вызывать, так сказать, не самую кроткую реакцию. Но тем не менее, Бог считает непреложным принципом для христианина сохранять уважительное отношение к тем, кто наделен в обществе властью:


«Не говори плохо о царе, даже не думай о нём плохо» (Экклезиаст 10:20, Cовременный перевод WBTC).

«Напоминай людям о том, что они должны подчиняться начальству и властям и быть послушными и готовыми выполнить любое доброе дело. Учи их также не злословить никого, не быть задиристыми, но мягкими, и являть кротость в обращении со всеми людьми» (Титу 3:1,2, Новый русский перевод).

«Всякая душа пусть подчиняется высшим властям, потому что нет власти не от Бога; существующие власти занимают места, отведённые им Богом. Поэтому тот, кто противится власти, выступает против установленного Богом порядка, а те, кто выступают против него, сами будут преданы суду… Отдавайте всем должное: кому налог — налог, кому дань — дань, кому страх — страх, кому честь — честь. Никому ничего не будьте должны, кроме взаимной любви, потому что любящий другого исполнил закон» (Римлянам 13:1,2,7,8). 

«Ради Господа подчиняйтесь всякому человеческому установлению: царю ли, как занимающему высшее положение, или правителям, как посылаемым от него, чтобы наказывать совершающих злодеяния и хвалить делающих добро. Воля Бога заключается в том, чтобы, делая добро, вы ставили преграду невежественным разговорам неразумных людей… Почитайте людей всякого рода, …относитесь с почтением к царю» (1 Петра 2:13-15,17).

Петр говорил о «невежественных разговорах неразумных людей». Увы, иногда всем этим может отличаться и тот христианин, который позволяет себе высказывать в адрес правителей то, на что не имеет права. 


«Ведь даже архангел Михаил, когда спорил с дьяволом о теле Моисея, не позволил себе злословить и осуждать его, но сказал 'лишь': "Господь пусть будет тебе Судьей!"» (Иуды, 9, Заокский перевод).


Суждение о мотивах - это своего рода форма мстительности. Не зря Иисус призывает: «Перестаньте судить, чтобы не быть судимыми» (Матфея 7:1). И даже если кажется, что тот, кто наделен властью, не заслуживает глубокого уважения, что он не искренен, не надежен, это все никак не меняет ТРЕБОВАНИЯ Бога к своим служителям, продолжать оказывать тому честь и уважение. И на деле, и на словах, и даже в мыслях! 


«Никому не воздавайте злом за зло. Заботьтесь о добром перед всеми. Насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, дорогие, но дайте место гневу Божьему, потому что написано: «Мщение за мной, я воздам, говорит Иегова». Но «если твой враг голоден, накорми его, если хочет пить, напои его, потому что, поступая так, ты соберёшь ему на голову огненные угли». Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:17-21).

Только Бог знает, как события будут разворачиваться в дальнейшем. Будут ли они лучше. Или, наоборот, ситуация станет еще более жесткой. Мы можем лишь предполагать. Мы можем стараться «высматривать Иегову», наблюдая как действует его дух. Мы можем горячо молиться. В конечном счете ситуация все равно разрешится так, как то изначально задумал Бог. Решение Бога не зависит от нашего предпочтения. Но вот что точно зависит от нас, так это то, какой дух мы будем проявлять сейчас, именно в этой ситуации. Позволю ли я себе в нелегкий период забыть о христианском терпении и кротости? Или наоборот, сохраню свой настрой и внутренний дух таким, чтобы мне не было за него стыдно ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед самим собой!  

«Ибо Иегова не покинет Свой народ и не оставит Своё наследие. Ибо суд возвратится к праведности и все правые сердцем последуют за ним» (Псалом 94:14,15).



14 комментариев:

  1. Грамотно ,Сережа!Молодец.Всегда приятно читать твои статьи

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  3. Если всего что будет мы не знаем, и не понимаем в полной мере даже того, что уже происходит, то к чему вообще, все это сотрясания воздуха? Повторю в который раз:как с такой известностью, смелостью и желанием всех поучать, и до сих пор на свободе? А десятки никому не известных -за решеткой. А, Сережа?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что, что-то неправильно написано? Противоречит библейскому сообщению? Важно, что написанное в точности напоминает нам о правильном, кто-бы это не написал! Кто-бы это не написал, спасибо за своевременное напоминание!

      Удалить
    2. Сергей Иванов23 декабря 2018 г., 18:17

      Печально, когда среди тех, кто называет себя единоверцем, встречаются такие, к кому относятся предупреждения Библии из Луки 6:45 и 1 Коринфянам 3:3...

      Удалить
    3. Не обижайся, Сергей, что я сказала: "кто-бы это не написал ...". Просто мне иногда кажется, что ща статьями стоит коллектив авторов, настолько они точны с библейской точки зрения. Мне они очень помогают, помогают выразить свои размышления емко и точно, использовать затем, беседуя с людьми. Благодарю за труд!

      Удалить
    4. Сергей Иванов24 декабря 2018 г., 13:11

      Сестра, не подумай, что мои предыдущие слова были обращены к тебе. Спасибо тебе за твой отзыв! Мои слова относятся к автору выше, опечаленному тем, что я еще на свободе. Когда-то мы с ним уже общались. Это - брат, единоверец. Но дух, который исходит от таких "братьев", к глубокому сожалению, соответствует тем библейским примерам, на которые я сослался в двух приведенных стихах.

      Удалить
    5. Я понимаю.То, что сейчас с нами происходит - забота Иеговы о нашей чистоте. Молюсь, чтобы все братья и сестры выдержали это испытание! Люблю очень вас, дорогие мои!

      Удалить
  4. Когда темничный страж проснулся и увидел, что все двери темницы раскрыты, он схватил меч и хотел покончить с собой, думая, что все заключенные убежали. Но Павел успел крикнуть:
    – Не губи себя! Мы все здесь! (Деяния 16:27)
    ********
    На что надеялся страж когда уснул ? Возможно он и не думал, что кто то может убежать , ключи у него , можем спать. Но ключи есть у Иеговы , это то, что не понимают и не осознают те , кто закрывает служителей Иеговы за решётку..

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо,брат!Как всегда в точку!

    ОтветитьУдалить
  6. Отличная статья, Сергей! Как всегда на высоте! Видно, что ты духовный человек.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, действительно, начали уже было голову ломать почему так вдруг произошло. Спасибо! Статья помогла вовремя остановиться и взглянуть на это по другому.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо тебе, дорогой брат, за то, что ты поделился своими мыслями! Очень своевременно для меня, твоя статья полностью согласуется с Писанием и мыслями, которые озвучивались в ряде бродкастингов.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо брат Сергей! Можно и с такой точкой зрения подойти к этому вопросу! Например, когда Бог Иегова выводит израильтян из Египта, то Он разделяет воды Красного моря - то там евреи, и все те народы кто был с ними, могли сказать также: мол, типа
    * эти волны не столь высокие,
    * медленно,
    * они не так и не там стоят
    * коридор между ними слишком узкий и т.д...
    Как у тебя сказано, Мы можем: стараться «высматривать Иегову», наблюдая как действует его дух; горячо молиться. В конечном счете ситуация все равно разрешится так, как то изначально задумал Бог. Решение Бога не зависит от нашего предпочтения.

    ОтветитьУдалить