вторник, 8 мая 2018 г.

Истинные поклонники и "святые места"




Среди множества верующих людей существует обычай посещения определенных мест, которые, как считается, обладают некой особой религиозной значимостью. Зачастую это бывает связано с желанием человека увидеть и преклониться перед какой-то «святыней» (объектом или предметом) в надежде получить т.н. «божественную благодать». Такая традиция называется «паломничеством». Как сообщается в одном источнике, «Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение».

Мне интересно, где я могу найти библейское основание для христиан, указывающее им на важность подобной религиозной практики? Действительно ли ученикам Христа есть необходимость совершать поклонение Богу в каких-либо специальных местах, которые обладали бы некой особой духовной значимостью? Собственно, что на этот счет говорил сам Иисус?


Думаю, хорошим примером служит случай общения Иисуса с самаритянкой, описанный в 4-й главе Евангелия Иоанна. Здесь мы читаем:  


«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:19-24).

И самаритяне, и иудеи имели свои особые святые места для поклонения Богу. Причем, в отличие от первых, иудеи основывались на указаниях, данных Богом в Моисеевом Законе. Таковым местом служила скиния (позднее – храм), сначала в Силоме, затем в Вефсамисе, в дальнейшем - в Кириаф-Иариме, а после - в Иерусалиме (Втор. 12:5; 3 Царств 9:3). Трижды в год израильтяне должны были приходить к этому святому месту для совершения там поклонения Богу (Исход 23:17; Втор.12:5-7).




В этой связи сказанное Иисусом выглядело весьма неожиданным. Он уверил самаритянку, что отныне Бог не устанавливает для своих поклонников каких-либо святых мест, куда те должны были бы приходить в целях снискать его благословение.  «Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», - объяснил Иисус. Но тогда где, в каком месте христиане могли бы найти новые «святые места»? Иисус объясняет смысл своих слов:


«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:23,24).

Итак, Иисус противопоставляет поклонению в буквальных «святых местах» нечто иное – «поклонение в духе и истине», отмечая при этом, что такое поклонение в глазах самого Небесного Отца будет свойственно именно «истинным поклонникам» Бога. Причем, он дважды подчеркивает эту важную мысль! Однако, что означает это выражение?

В интересующем нас тексте фраза «в духе и истине» переведена с греческих слов «дух» ("πνεύματι", Номер Стронга: 4151) и «истина» ("αληθεία", Номер Стронга: 225). Эти же греческие слова вновь присутствуют в словах Иисуса, как мы читаем далее в том же Евангелии от Иоанна:


«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:17).

«Дух истины… наставит вас на всякую истину» (Иоанна 16:13).

По сути, эти два текста служат ключом к пониманию того, о чем Иисус говорил в Иоанна 4:22,23. Основываясь на Иоанна 16:13, становится понятно, что поклонение Отцу «в духе и истине» подразумевает служение Богу согласно Его воле и словам Иисуса Христа, а не человеческим заповедям (Сравните Иоанна 14:26; Марка 7:1-9). В свою очередь, Иоанна 14:17 указывает на внешнюю невидимость присутствия Божьего духа и связанных с ним действий. Вместе с тем, христианам не было нужды искать духовные благословения в каких-либо специальных «святых местах», так как, согласно словам Иисуса, «дух истины… с вами пребывает и в вас будет». Другими словами, поклонение Отцу должно совершаться в сердцах людей, а не в неких географически отдаленных «святых местах», якобы носящих сакральный смысл. 





На этот же важный момент обращал внимание и апостол Павел, когда связывал поклонение Богу не с каким-либо буквальным храмом или территориальным месторасположением, а с состоянием сердца христианина:


«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Коринфянам 3:16). 
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Коринфянам 6:19).
«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Коринфянам 6:16).
«Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефесянам 2:20-22; Сравните 1 Петра 2:5).

В словах апостола Павла отражается и общий взгляд христиан апостольской эпохи I века относительно физически осязаемых приоритетов в их поклонении Богу. Так Павел писал:


«Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:18).

«Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7).


Возвращаясь к словам Иисуса об истинном поклонении «в духе и истине», согласовывая их с последующими новозаветными указаниями, становится понятным отношение Бога к практике «паломничества» с целью посещения неких «святых мест», а также лицезрения т.н. «святынь». Как подчеркнул Христос, Бог приемлет поклонение себе «и не на горе сей, и не в Иерусалиме» (Иоанна 4:21). Новый Завет вообще не содержит указаний на какие-либо географические места с некой особой святостью. Единственный раз, когда Иисус упомянул "святое место", было его предсказание о скором разрушении Иерусалимского храма, от которого, согласно воле Отца, не должно было остаться и камня на камне (Матфея 24:15).


Если в период древнего Израиля и были определенные заповеди, связанные с конкретными местами для поклонения всего израильского народа, то для новозаветных христиан такого правила уже нет. Для христиан действенно другое библейское повеление - "не оставлять собрания своего", т.е. места встреч учеников Христа для совершения ими регулярного служения Богу (Евреям 10:24,25). Но понятно, что обычные поместные собрания не имеют никакого отношения к т.н. "святым местам".  

Иисус учит, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанна 4:23). А такое поклонение, согласно Библии, подразумевает не лицезрение «святых мест», а служение Богу согласно заповедям Христа, а также содействие работе духа в сердце христианина. Только на этом основании верующий человек будет считаться Господом «истинным поклонником». 




2 комментария:

  1. Анонимный14 мая 2018 г., 13:48

    Спасибо за ценные мысли дорогой брат. На самом то деле почти в любой религии этого мира на паломничестве делаются большущие деньги.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Антон.Теперь мне легче объяснять почему, бывая каждый год в Израиле, я не посещаю "святых мест".Из рассказов туристических гидов люди надеются услышать истину, а от самого пребывания там надеются получить святой дух.Я всегда спрашиваю: получили то, что хотели? Восновном, только эмоции и ничего не меняется в жизни и ничего не приобретается.
    Поэтому, и еду туда, где звучит истина из-за важности совместных встреч.

    ОтветитьУдалить