понедельник, 15 января 2018 г.

Бояться или благовествовать?




Что-то мне подсказывает, что, если бы служители Иеговы (далее – СИ) не ставили своей целью библейское указание Христа «идти и учить все народы», их бы никто не трогал (Матфея 28:19,20). Возможно, они бы так и продолжали собираться в своих залах, читать Библию и петь песни, после чего потихоньку расходиться по своим домам. Разумеется, при этом СИ ничем бы не отличались от множества иных конфессий, которые и по сей день занимаются тем же самым и их никто не трогает (1 Иоанна 4:5). 

И Библию их вряд ли стали бы запрещать – существуют же другие библейские переводы, в которых множество раз присутствует имя Иеговы (тот же перевод архимандрита Макария или Восстановительный перевод). И ничего, запрещать их никто не собирается. 

Но вот ведь какая оказия – СИ не просто верят в то, что написано в Библии, они еще и серьезно отнеслись к заданию Иисуса благовествовать! (1 Коринф. 9:16; 2 Коринф. 4:13). А это мир, ну, никак не устраивает (Иоанна 7:7; 15:19). И что наблюдаем в итоге? Результат хотя и неприятный, но вполне предсказуемый -  как и уверил Иисус, «если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20).

Что же дальше? Конечно, есть вариант начать трагически заламывать руки и с надрывом в голосе вопрошать: «За что?», «По какому праву?», «Доколе?» и т.д. Но в этом случае стоит еще раз вникнуть в суть сказанного Христом:


«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Иоанна 17:14).

Итак, «За что?» Вот за это самое! Или у кого-то были иллюзии, что свет истины сможет благополучно ужиться с тьмой бездуховности? (2 Коринф. 6:14-16) Если так, то напрасно. У Божьего Сына на этот счет совсем иная точка зрения:


«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанна 16:33).

Истинные христиане, согласно словам Иисуса, БУДУТ иметь со стороны этого мира серьезные проблемы и даже неприкрытую ненависть. И от этого факта при всем желании никуда не деться. Это четкое предупреждение Библии. Но куда важнее то, что Иисус сказал дальше: «Мужайтесь: Я победил мир». Сохранять мужество и продолжать служение во имя Бога – вот, в чем истинная задача настоящего христианина! Иисус победил мир тогда – он в силах отстоять свой народ и сегодня. И это – истина! Вопрос: Есть ли в моем сердце абсолютная уверенность в этой истине?

Имею ли я такое мужество и доверяю ли словам Христа во многом выявляется в том, продолжаю ли я дело благовестника. Если да, то мне не придется стыдиться (Псалом 118:46, СП; Филип. 1:20; 2 Тим. 1:8). А если нет… Значит, в таком случае я недопонимаю чего-то очень важного...


КОМУ ЭТО НУЖНО?


Оставляя в покое решения властных чиновников, давайте взглянем на ситуацию с точки зрения Бога. Кому в действительности нужно, чтобы народ Бога замолчал? Вся чудовищная абсурдность обвинений в адрес христиан, вся мощь давления на них, изобретательность в ограничении их прав и свободы верить, все это явно говорит об одном – это не столько человеческое дело, сколько воздействие невидимых сил, которые называются Библией «духами злобы», возглавляемых Дьяволом.  


«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфесянам 6:11,12).

Стоит ли заполнять свой разум негодованием в адрес чиновников, как будто это что-то изменит в несправедливой ситуации? Этот мир такой, какой он есть, и вряд ли он станет лучше. В конце концов, пусть христианские юристы и адвокаты занимаются положенным им делом, защищая перед кесарем законные права Божьего народа – Бог благословит их в этом деле в той мере, в какой посчитает необходимым на данный момент (Филиппийцам 1:7; Деяния 24:10; 25:10,11). Но любому здравомыслящему христианину понятно главное – раз резко осложнившаяся ситуация со СИ обусловлена спорным вопросом на небесах, то и решение ее зависит свыше, а не от благоволения людей, пусть даже весьма влиятельных в этом мире. В свою очередь это лишний раз побуждает со всей серьезностью отнестись к вышеприведенным словам Библии – мы не ведем «брань против крови и плоти» (т.е не выступаем против человеческих властей); мы понимаем, что стали целью Сатаны и его демонов, а значит, и спасение в этой ситуации зависит лишь от помощи свыше, от Иеговы. 



 1 ВЕК. НА БЛАГУЮ ВЕСТЬ НАЛОЖЕН ЗАПРЕТ


Ну, хорошо, если такова суть положения вещей, то как в этой ситуации буду поступать лично я? Ответ напрашивается сам собой: если «духам злобы» так не нравится благовествование учеников Христа, значит, мне нужно продолжать благовествовать. Все логично. Достаточно открыть Библию на евангелиях или книге Деяний, чтобы убедиться – в 1 веке ситуация разворачивалась точно таким же образом. Мир противился не столько факту появления нового учения Христа, сколько тому ревностному духу благовествования, который проявляли как сам Иисус, так и его апостолы, и первые христиане.


Для многих людей того времени христиане были лишь очередной непонятной группой верующих, которую свысока называли «сектой» (Деяния 24:5,14; 28:22). Сам факт их существования по большому счету не особо тревожил общество, привыкшее к обилию разнообразных религиозных и философских школ и течений. Но вот что так не нравилось многим – так это желание христиан распространять апостольские учения в окружающем мире, приводя людей к истине. Замкнись они в собственных молельных домах, не вынося за их стены слово о Христе, и миру этого было бы вполне достаточно. «Верьте себе на здоровье, читайте свои Писания, молитесь и пойте. Главное, нас не отвлекайте»… Но нет же, христиане следовали известному поручению Иисуса из Матфея 24:14 и 28:19,20, что совсем не устраивало мир (2 Коринфянам 2:14-17; 5:20).

Судя по библейским примерам, благовествование было основной задачей первых христиан. Достаточно вспомнить, что начали делать апостолы в момент сошествия на них святого духа в Пятидесятницу 33 года н.э. – они тут же понесли слово Бога в народ (Деяния 2 глава). Когда начальствующие схватили апостолов и потребовали от них прекратить благовествовать, те дали им четкий ответ:


«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деяния 4:19,20).

Как отнесся к их решению сам Бог? Библия сообщает:


«Все исполнились Святого Духа и стали говорить слово Божье со смелостью» (Деяния 4:31; Восстановительный перевод).

Вот только желание апостолов продолжать благовествовать начальствующим вовсе не понравилось. В ответ они, как и обещали, ужесточают действия и арестовывают апостолов, посадив их в тюрьму. Казалось бы, повод обескуражиться: «Где же Иегова? Почему он допустил такое?» Но Иегова проявляет силу и сам освобождает апостолов. Ура, разбегаемся по домам? Вовсе нет. Ангел Иеговы говорит что-то странное:


«Идите, встаньте в храме и говорите народу все слова этой жизни» (Деяния 5:20; Восст. пер).

Только что апостолов посадили в тюрьму за благую весть, и теперь им снова нужно лезть на рожон? Снова говорить то, за что их подвергли преследованию? Разумно ли это? Тем не менее, апостолы «услышав это, вошли под утро в храм и стали учить» (Деяния 5:21; ВП). Практически еще на рассвете они снова вернулись туда, где их накануне арестовали, и вновь продолжили учить людей словам истины. И, конечно же, их снова задерживают и в очередной раз ставят перед судом, на котором от них вновь требуют замолчать и не благовествовать! Теперь их уже высекают, давая понять, что дальнейшее непослушание будет еще более чреватым. Тем не менее, позиция апостолов остается непреклонной:  


«Повиноваться нужно больше Богу, чем людям» (Деяния 5:29; Восст. пер).

Избитые и окровавленные, «они пошли от лица синедриона, радуясь, что удостоились понести бесчестие за Имя. И каждый день в храме и по домам они не переставали учить и благовествовать Иисуса как Христа» (Деяния 5:41,42; Восст. пер).




Интересный разворот событий, не правда ли? Как можно назвать действия апостолов? Кто-то скажет, что это пример безрассудства и недальновидности. Мол, можно было бы как-то уж поосторожнее поступать, не высовываться чрезмерно. Или, вообще, сделали бы временный перерыв. Глядишь, и миновали бы гнева сильных мира сего. Вот только, с точки зрения Бога «перерыв» был не уместен. В служении Христа тоже не было «перерывов». Такое же отношение к благой вести ожидалось и от его учеников. Потому что нельзя быть христианином с «перерывами»…


«Ибо если я благовествую, то мне нечем хвалиться, ибо на меня возложена необходимость; ибо горе мне, если я не буду благовествовать» (1 Коринфянам 9:16; Восст. пер).

Рассмотренный выше библейский отрывок служит наглядным примером доверия апостолов известным словам Иисуса: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанна 16:33). От апостолов требовалось мужество, и они его проявили самым достойным образом. Вопрос: а проявляю ли подобное мужество я сам? Хорошее дело – читать и восхищаться библейскими примерами. А что можно сказать о моем личном духовном настрое? Как бы я поступил, окажись на месте апостолов? Впрочем, нет, не совсем правильно… Как я поступаю СЕЙЧАС, в собственных обстоятельствах? Могу ли я сказать о самом себе, что отношусь к заданию Христа благовествовать так же, как отнеслись к нему его ученики? Или же позволяю страхам диктовать их условия?


ИМИТАЦИЯ


Как-то в беседе один христианин сказал такую вещь:
«Я стараюсь активно благовествовать. Правда, мне за этот месяц еще ни разу не удалось упомянуть что-нибудь о Боге или Библии». 

На вопрос, а как такое вообще возможно – благовествовать, но даже не обмолвиться о главном – тот ответил:
«Ну, я стараюсь говорить на посторонние темы – о погоде, о ценах, о последних событиях в мире – и надеюсь, что когда-нибудь при очередной встрече с этим человеком он как-нибудь невзначай упомянет что-то про Бога. Ну, как бы он сам первым затронет такую тему… И вот тогда я ему начну рассказывать… Ну, сам понимаешь, нужно быть осторожнее…»

В другом случае еще один христианин сказал, что он «благовествует», просто не спеша прогуливаясь по своему району и здороваясь с прохожими. Он им ничего не рассказывает. Просто здоровается. В чем суть? По его мнению, люди, наверняка, уже должны были быть в курсе, что он христианин, и по этой причине сам его вид должен напомнить им что-нибудь о Христе. Мол, это все тоже из-за «осторожности».




Ну, что тут можно сказать? Очень удобная имитация благовествования. Других ассоциаций у меня такая интересная практика не вызывает. Нет, я понимаю, Иисус тоже в ряде случаев не сразу начинал беседу о Божьем царстве. Иногда, как, например, в случае с самаритянкой у колодца, он делал отвлеченное вступление. Но ведь потом он переходил к сути. Появилась бы вера у той женщины в него как в Мессию, если бы он просто поздоровался или ограничился беседой с ней о вкусовых качествах местной воды? Сомневаюсь. 

Человека приближает к Богу не свидетельство о погоде или урожае на даче. Да и я не считаю себя «свидетелем картошки». Конечно, Иисус говорил «будьте же осторожны, как змеи» (Матфея 10:16; РБО), но эти слова он сказал в общем контексте порученного своим последователям задания возвещать небесное царство (стихи 7, 18). То есть проявлять рассудительность, в то же время проповедуя людям о царстве Бога. Могу ли я сказать о себе, что следую словам Господа, если «свидетельствую» человеку о чем угодно, только не о царстве? Понял ли тот вообще, что общался с христианином, а не с досужим прохожим, которому как бы не с кем поговорить на отвлеченные темы? Не слишком ли я «переосторожничал»?

Библия упоминает склад мышления некоторых людей, которые, пытаясь служить Богу, в то же время «хотят понравиться людям: они не хотят, чтобы их преследовали за крест Христов» (Галатам 6:12; РБО). Хороший повод задуматься: не позволил ли я страху исказить саму суть благовествования? Действительно ли я, «не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, открываю истину… всякому человеку перед Богом»? (2 Коринф. 4:2). Или же я просто имитирую благую весть?

Прочтите Псалом 58:1а в том самом переводе...



САТАНА РЫЧИТ, КАК ЛЕВ


Христианин – такой же несовершенный человек, как и любой другой. Он склонен ошибаться, делать неправильные выводы, сгущать краски (Притчи 20:9; Иакова 3:2). Это может сказываться и на оценке обстоятельств, связанных с его служением. Особенно, если его вера недостаточно сильна, а духовное зрение недостаточно четко. В такой ситуации возникает соблазн придавать реально существующим трудностям значительно большее значение, чем они того заслуживают (Притчи 29:25). Порой для кого-то подобный страх даже становится причиной для отступления (Матфея 13:21; Луки 8:13). 

Как не вспомнить библейский пример с разведчиками, вернувшимися после осмотра обещанной Богом земли, «которую [Иегова] дал детям Израиля»? (Числа 13:1,2; ВП). Несмотря на то, что по их же собственным словам, эта земля «действительно течёт молоком и мёдом», они посеяли панику среди израильтян, уверяя, что ситуация с жителями той земли безнадежна, «ибо они сильнее нас». Согласно библейскому повествованию, «принесли они детям Израиля худую весть о земле, которую они разведывали» (Числа 13:27,31,32; ВП). 

В отличие от тех разведчиков, Халев и Иисус Навин пытались уверить народ в том, что, хотя ситуация и не самая легкая, но вполне по силам Божьему народу. «Мы вполне можем одолеть её», - говорит Халев о той земле (стих 30). Тем не менее, перепуганные разведчики заразили паническими настроениями все общество, вызвав у людей отчаяние, чувство безысходности и даже ропот на руководство.




Тем израильтянам было сложно осознать, что подлинная проблема крылась не в количестве язычников или их агрессивном настрое, а в их собственных умах. Перестав в трудной ситуации полагаться на Иегову и ослабив стремление служить ему, они, с точки зрения самого Бога, проявили к нему презрение (Числа 14:11; Восст. пер). По этой причине время входа израильтян в обетованную землю было отложено аж на долгие 40 лет! Не из-за некоего могущества противников Бога, а из-за собственного неверия и страха!

К сожалению, страх может стать истинной причиной падения и христианина. При том, что реальная ситуация в действительности отнюдь не настолько критическая, как ему это может казаться. Да, есть сложности, есть сильные противники. Но есть и Иегова! Он рядом и точно так же призывает отбросить панические настроения, успокоиться, довериться ему и продолжать служение! Порой, как слуге пророка Елисея, христианину нужно увидеть ситуацию такой, какой она является на самом деле: 

«И помолился Елисей и сказал: Иегова, открой его глаза, чтобы он увидел» (4 Царств 6:17; Восст. пер)

Если я стремлюсь смотреть на ситуацию глазами Бога, то многие вещи становятся на свои места. Как правильно собранные пазлы, открывается полная картина происходящего. А это, в свою очередь, избавляет от ненужных суетных мыслей и переживаний.


«Будьте благоразумны, будьте бдительны: враг ваш, дьявол, подобно льву рычащему, рыщет вокруг, ища, кого бы пожрать» (1 Петра 5:8; Современный перевод). 

Библия не зря сравнивает Сатану с рычащим львом. Казалось бы, если лев охотится, зачем ему рычать, выдавая себя? Но лев грозно рычит, когда осознает, что его возможности в действительности ограничены – например, видя другого сильного противника или серьезное препятствие. Поэтому надеется своим рыком вызвать у другого страх. Так, он пытается посеять панику среди домашних животных в загоне, надеясь на то, что наиболее пугливые из них в страхе будут пытаться покинуть ограждения, чтобы найти «более надежное» убежище. Но такие действия, наоборот, делают их неминуемой жертвой льва. 

Сегодня Сатана тоже рычит, причем, очень громко и грозно. Да, КАК СОБРАНИЕ христиане чувствуют проявления этого рыка. Их залы, духовная литература, Божье Слово, да и сам их юридический статус, - все это оказалось в «львином» прицеле. Но, по большому счету, этим все и ограничено. Как бы там ни было, но христиан (по крайней мере пока) не сажают в тюрьмы, не ссылают в Сибирь в грузовых вагонах и не приговаривают к смертной казни. Пользуясь конституционными правами, многие верующие до сих пор благополучно (даже успешно!) продолжают делиться с людьми своими взглядами, делая это ОТ СВОЕГО ЛИЧНОГО ЛИЦА, а не от лица какой-либо церкви или юридической организации. Пусть с некоторой большей осторожностью и проницательностью, но продолжают благовествовать. Причем, даже с законодательной точки зрения эта деятельность не является некой «миссионерской», требующей особого статуса. 




Но кто-то может бояться и этой возможности. Странно наблюдать, как знакомый здоровый крепкий христианин, которого ты встретил на улице, испуганно озирается и переходит на шепот, как только беседа с ним заходит о его нынешней духовной жизни. А буквально через пять минут видишь, как хрупкая христианка подходит к человеку, чтобы рассказать ему о самом важном. Наверняка, у каждого из них присутствует страх. Но одному этот страх сковал сердце и язык, а другая превозмогла его верой и любовью.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоанна 4:18).

Посеять в христианине страх – это и есть цель Сатаны. Сделать что-то большее ему не позволит Иегова. Поэтому страх, вызванный запугиванием, является излюбленным оружием Дьявола. Если ему удается запугать христианина, значит, Сатана уже одержал полпобеды. Вторую половину запуганный христианин сам ему преподнесет, когда начнет пренебрегать евангельскими обязанностями, включая затухание духа благовествования. И не получается ли так, что кто-то сам себя пугает больше, чем ему в реальности угрожал бы мир?


«Но он не имеет в себе корня — он держится недолго, а когда наступает скорбь или гонение из-за слова, сразу же претыкается» (Матфея 13:21; Восст. пер)

Яркие слова Иисуса! Похоже, сегодня они зазвучали по-новому. И применимо отнюдь не только к тем, кто недавно начал знакомиться со словом Бога, но и к некоторым, кто когда-то нес это слово в мир. Не нужно запугивать самих себя – этим делом и так занят Сатана. Не стоит допридумывать за него страхи. Сатана как лев, рычит, чтобы напугать? Пусть рычит. Что ему еще остается? Он «знает, что немного ему остается времени», значит, куда больше сам напуган (Откровение 12:12). А у христиан есть Тот, о Ком говорит Писание:


«Не страшитесь и не бойтесь их. Иегова, ваш Бог, который пойдёт перед вами, — Он будет сражаться за вас» (Второзаконие 1:29,30; Восст. пер.)

Согласно Библии, ученики Христа призваны нести в мир благую весть (Матфея 24:14). Иисус не говорил, что христианам в этом задании временами нужно будет брать тайм-аут. Благовествование носит постоянный характер. В Откровении 14:6 благая весть даже названа «вечной»:
«Радостная Весть, которая вечна, чтобы провозгласить ее живущим на земле - всем племенам, родам, языкам и народам» (РБО).

Иисус назвал своих истинный учеников "светом миру", которые не должны прятать этот свет от людей, но, наоборот, светить "пред людьми, чтобы они видели" (Матфея 5:14-16). Смогу ли я соответствовать этому требованию Иисуса, если, поддавшись страху, начну утаивать слово истины от других?




Эта весть – обращение Бога к людям. Если я позволю себе испугаться, охладеть духом, значит, лишу Бога оснований доверять мне, чтобы через меня знакомить людей с благой вестью. На кого в таком случае я стану похожим с точки зрения Христа? Ответ – в Луки 19:40, где он сам сказал:



«Если они [ученики] замолчат, закричат камни» (Восст. пер.)

В самом деле, если я как христианин позволю себе замолчать, то от камней Богу будет больше толку, чем от такого «христианина».

Если я стану хитрить, имитируя благовествование, подменяя его лишь видимостью или беседами на исключительно посторонние темы, то смогу ли сказать о себе, подобно апостолу Павлу, что «не колеблясь проповедовал вам волю Божью, ничего не скрывая»? (Деяния 20:27; Современный перевод).

Если допущу в сердце страх перед угрозами и насмешками со стороны этого мира, можно ли будет сказать обо мне, что я доверяю словам Христа «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»? (Иоанна 16:33) 




Итак, есть ли во мне вера? Побеждаю ли я с ее помощью мир? Или, наоборот, мир побеждает меня?
Не запугиваю ли я сам себя, причем, даже больше, чем грозит мир? Или же подражаю примеру апостолов, которые не боялись ни арестов, ни судилищ, ни наказаний, но «радовались, что удостоились понести бесчестие за Имя. И каждый день… не переставали учить и благовествовать»? (Деяния 5:41,42; Восст. пер).
На кого я похож? На «худого вестника», распространяющего среди других уныние и страхи? (Числа 13:32; ВП). Или я подаю пример стойкости и веры, воодушевляя и побуждая видеть действие духа Бога? 

Это правильные вопросы. И они подразумевают достойные ответы.





27 комментариев:

  1. Свидетель картошки, юмор!

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо, Сергей. Очень полезные мысли.

    ОтветитьУдалить
  3. БОЛЬШУЩЕЕ тебе спасибо,брат! Порадовал, побудил, ободрил!(только в третьем абзаце описка, не 2, а 1 послание Коринфянам)кто -то может потеряться)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Иванов15 января 2018 г., 15:53

      Благодарю за замечание! Исправил...

      Удалить
  4. Огромное спасибо, Сергей! Ты озвучил мои мысли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо, брат Сергей. Твои мысли укрепляют многих, в том числе и меня. У нас (Украина) проповедь не запрещена и нам легче, чем Вам. Ваш пример ободряет нас. Хочется пожелать Вам всем стойкости, чтобы Ваша вера крепла и помогала многим встать с Вами и вместе с Вами подниматься на гору, "к себе домой".

      Удалить
  5. Мар.8:38
    Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего
    со святыми Ангелами.
    ____
    Хорошее напоминание Христа о боязни.

    ОтветитьУдалить
  6. Сергей, спасибо за ободрение, и за то что можем делать самопроверку для себя, для меня это очень важно. Еще мне понравился юмор Свидетель картошки. Еще раз спасибо .

    ОтветитьУдалить
  7. Пусть рычит лев,мы помним кто нас защищает.Наше дело следовать по стопам нашего Предводителя. Спасибо брат,повторение мать учения,а напоминание совет.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо автору!Ты настоящий друг рожденный на время бедствия.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо Сергей!Своевременное напоминание всем нам!В любви нет страха.Замечательно!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо Сергей за освежающее ободрение !

    ОтветитьУдалить
  11. Надежда Ильяшенко16 января 2018 г., 1:06

    Спасибо, за статью...словно послушала речь в продолжение конгресса "Не сдавайтесь!" Теперь, дорогие, вам нужно мужество! А мы с вас готовы брать пример, мы у вас многому научимся, пока наслаждаемся свободой поклонения в Украине...

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо Сергей, очень ободрил, укрепил и придал сил.Любовь к Иегове побуждает действовать и оставаться преданным Ему, спасибо братишка.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо большое, Сергей! Есть повод подумать. Задумываться не стоит и так все ясно. Вопрос собственной честности...

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо Сергей! Очень укрепляют примеры верных служителей Иеговы, которые преодолевая страх и полагаясь на Иегову смело проповедовали! Очень ценное напоминание. Ещё понравился исторический обзор , да в отношении истинных служителей ничего не меняется! Так и будет, пока миром правит дьявол! Спасибо что делиться очень ценными мыслями и побуждает оставаться стойкими!

    ОтветитьУдалить
  15. Статья, которую нужно перечитывать для ободрения и укрепления, когда возникают какие-то сомнения или страхи. Спасибо большое, Сергей.

    ОтветитьУдалить
  16. Да.сатана сам напуган что скоро ему придёт конец,поэтому ещё с большей яростью нападает.Он думает что лучшая защитой нападение,но у него нет такого защитника как у нас-Самой сильной личности-ИЕГОВЫ!!!

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо большое,Сергей! Очень во время и просто для меня статья! Спасибо! Действительно, как речь на конгрессе выслушала.

    ОтветитьУдалить
  18. Как хорошо слово, сказанное вовремя! Как хорошо, что у нас есть братья! Благодарю Иегову за братство! Благодарю всех вас, любимые!

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо огромное,всё сказанное правильно,о рассаде может и сосед рассказать

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо Сергей, есть над чем задуматься.

    ОтветитьУдалить
  21. Анонимный13 мая 2018 г., 0:10

    Как же вовремя для меня сейчас, вернувшись ДОМОЙ. Спасибо огромное, брат!!! Такая встряска!!! Прям съела статью! В любви нет страха!

    ОтветитьУдалить