четверг, 29 июня 2017 г.

"Когда придёт полное, то, что отчасти, упразднится" (1 Коринфянам 13:10)




Раннее христианское собрание апостольского века было наделено Богом особыми дарами, среди которых выделялись такие дары как исцеления, говорения на языках и совершение могущественных дел (1 Кор. 12:7-11). Книги Нового Завета содержат немало примеров того, как ранние христиане использовали эти дары в своем служении (Деяния 2:1-11; 3:1-9; 10:46; 19:11,12; 28:9). Все это в конечном счете служило делу свидетельства среди иудеев и язычников о том, что благоволение Истинного Бога отныне покоится на апостолах и других первых учениках Иисуса, а не на Израиле по плоти (Деяния 2:22; 1 Коринф. 14:22; Евреям 2:4). 

В этой связи возникают вопросы: Должны ли были данные дары сохраняться и в дальнейшем – т.е. после завершения «апостольского века» (1 века н.э.)? Как в связи с этим следует понимать слова апостола Павла – того, кто, пожалуй, более всех других вершил могущественных дел, - что подобные дары в дальнейшем должны будут «упраздниться»? В этой статье мы постараемся более основательно исследовать интересующую нас тему и найти не только ответы на заданные вопросы, но и их обоснование.



Итак, в 1 Коринфянам 13:8-12 мы читаем известные слова апостола Павла:

«Любовь никогда не проходит. А если есть дар пророчествовать — он упразднится, если есть языки — они прекратятся, если есть знание — оно упразднится. Сейчас мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем, но, когда придёт полное, то, что отчасти, упразднится. Когда я был младенцем, то говорил как младенец, думал как младенец, рассуждал как младенец, но теперь, став мужчиной, я расстался с младенческим. Сейчас мы видим в металлическом зеркале неясные очертания, а тогда будет видно ясно. Сейчас я знаю отчасти, но тогда буду знать точно, как Бог точно знает меня самого».

Как можно убедиться, Слово Бога достаточно четко свидетельствует о будущем прекращении подобных могущественных дел, даров духа. Там же объясняется и причина их прекращения – такого рода дары являлись лишь чем-то «отчасти», т.е. имеющими не главное, а только частичное, и потому временное значение.


НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН ИЛИ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ?


Тем не менее следует спросить себя: Когда именно должны были прекратиться такие проявления даров духа? Сразу же по завершении «апостольского века», т.е. после смерти апостолов? Или, возможно, только в далеком будущем, например, во время Второго Пришествия Христа? Многие защитники идеи продолжения действия даров духа, особенно представители харизматических движений, придерживаются второй версии. Однако внимательное исследование интересующего нас библейского текста побуждает прийти к первому варианту ответа: данные дары духа должны были прекратить свои проявления к концу 1 века. Почему можно так утверждать?

В 10 стихе вышеозвученного текста подчеркивается, что́ именно должно было стать причиной прекращения даров духа: «Когда придёт ПОЛНОЕ, то, что отчасти, упразднится». Именно появление того, что в этом стихе называется «полным», сделало бы в дальнейшем ненужным подобные могущественные дела. Никаких иных причин не приводится. Но что же следует понимать под словом «полное»?

Под «полным», которое должно прийти, подразумевается полное и законченное Слово Бога в виде полностью сформированного библейского канона – всей Библии, включая как Ветхий, так и Новый Заветы. После того, как христианское собрание получило бы от Бога такое окончательное руководство, а неверующие – величайший для себя источник свидетельства, необходимость в прежних методах подтверждения мудрости и величия Бога отпадала сама собой. Если до той поры разного рода могущественные дела, в частности, «языки — [были] знамением… для неверующих» (1 Коринф. 14:22), то отныне действие Божьего духа с особой силой проявлялось через Его богодухновенное Слово, включая Новый Завет. 

«…Священные Писания, которые могут умудрить тебя для спасения через веру во Христе Иисусе. Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью подготовлен ко всякому доброму делу» (2 Тимофею 3:15-17).

«Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу и дух, суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца. И нет творения, недоступного его взору, но всё обнажено и открыто перед глазами того, кому мы дадим отчёт» (Евреям 4:12,13).


«ЗЕРКАЛО»


Но здесь разумно ожидать еще один вопрос: На каком основании делается вывод, что упомянутое апостолом Павлом «полное» подразумевает полный библейский канон? Как уже упоминалось, некоторые считают, что в данном библейском тексте Павел имел в виду события грядущего Второго Пришествия, во время которого и произойдут подобные изменения. При этом акцент делается на 12 стих, который в Синодальном переводе звучит так:    
     
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Коринф. 13:12).

Суть толкования этого отрывка сторонниками данного мнения такова: как сквозь тусклое стекло сложно четко разглядеть предметы, так и нам сегодня сложно в совершенстве познать Бога, что станет возможным лишь в будущем, когда придет Христос. Возможно это и звучит красиво, но все же не согласуется с контекстом данного стиха. Дело в том, что в древнем тексте в этом месте нет выражения «тусклое стекло». Вместо него стоит слово «εσόπτρου», что означает «зеркало». Это же слово еще раз встречается в Иакова 1:23. А потому смысл данного стиха несколько меняется. Понятно, что Библия здесь имеет в виду не попытку через некое образное стекло рассмотреть КОГО-ТО, а стремление христианина лучше увидеть волю Бога относительно САМОГО ХРИСТИАНИНА. Ведь именно такой цели и служит зеркало, тем более что Коринф славился изготовлением бронзовых зеркал.

«В греческой литературе зеркало символизировало ясность и самопознание (Conzelmann). Древние зеркала делали из полированного металла, коринфские зеркала пользовались известностью» («Роджерc К. Л. «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету»).  

Если мы при этом обратимся к упомянутому тексту Иакова 1:23, содержащем то же слово, то нам станет лучше понятен смысл этого примера. Иаков пишет:

«Итак, очиститесь от всей грязи и избавьтесь от того, что излишне,— зла, и с кротостью примите прививаемое слово, которое может спасти ваши души. Будьте же исполнителями слова, а не только слушателями, которые обманывают самих себя ложными рассуждениями. Если кто-то слышит слово и не исполняет, то он подобен человеку, который рассматривает в зеркале природные черты своего лица: он смотрит на себя, отходит и сразу забывает, как он выглядит. Но кто всматривается в совершенный закон свободы и остаётся в нём, тот, став не забывчивым слушателем, а исполнителем дела, будет счастлив, поступая так» (Иакова 1:21-25).  

Как можно убедиться, под «зеркалом» подразумевается Божье Слово, позволяющее христианину увидеть себя в свете Божьего «совершенного закона», дающего руководство и понимание (Исаия 48:17,18). «Принимая прививаемое слово», «всматриваясь в совершенный закон свободы», христианин пожинает благословения от Бога (Иак. 1:25). Библейский комментатор Дж. Роналд Блу в этой связи пишет следующее:

«Если мы смотримся в «зеркало» слова Божьего, это налагает на нас определенную ответственность… Вникать в слово Божье и быть готовым его исполнять – вот ключ к духовному росту и возмужанию. Греческое слово «паракипсас», переведенное как «вникнет», буквально означает: «низко наклониться», с тем, чтобы было лучше рассмотреть». 


Подобный смысл несет и указание на «зеркало» Божьего Слова в 1 Коринфянам 13:12, где апостол Павел приводит аналогичный пример с его рассматриванием с целью лучшего понимания воли Бога, что в свою очередь, приведет к духовному росту и возмужанию христианина. На тот момент, когда Павел писал эти слова, канон Нового Завета лишь начинал формироваться (существовали только Евангелие от Матфея, Послания Галатам и Фессалоникийцам), по причине чего он и пишет: «Сейчас я знаю отчасти». После завершения написания всей Библии доступ к познанию о Боге открылся бы во всей полноте, что отражено в словах апостола: «но тогда буду знать точно, как Бог точно знает меня самого». Другими словами, каждый христианин смог бы точно знать, что от него ожидает Бог и каким хочет его видеть.

Таким образом становится очевидным истинный смысл текста из 1 Коринфянам 13:12, подразумевающий не события грядущего Второго Пришествия, а значение для формирования христианской веры полного библейского канона.


«ПОЛНОЕ» («τέλειον»)


Сравнивая 1 Коринфянам 13:10-12 с аналогичным примером из 1-й главы Иакова, нельзя не обратить внимание и на другой важный факт. Во-первых, что означает само выражение «полное», которое стоит в 1 Коринфянам 13:10? В древнем тексте в этом месте присутствует греческое слово «τέλειον», что буквально несет в себе понятие «полный», «законченный», «совершенный». Это же слово встречается также в Иакова 1:25 – «Но кто всматривается в совершенный [«τέλειον»] закон свободы…» Как уже отмечалось, Иаков обращал внимание христиан на необходимость пристального «всматривания» в Божье Слово. Именно это Слово и несет в себе «совершенную», «полную» суть Божьего откровения, знаний, столь необходимых для духовного возрастания христианина. В свою очередь данный пример предоставляет дополнительные основания для вывода, что под «полным» [«τέλειον»] в 1 Коринфянам 13:10 подразумевается законченный канон Библии.
  
Упомянув в 1 Коринфянам 13:10 о «полном» [«τέλειον»], в следующей 14-й главе апостол Павел снова использует это же слово, вновь применяя его к вопросу о важности познания Божьей воли:

«Братья, не будьте детьми в способности понимать. На злое будьте младенцами, а в способности понимать становитесь взрослыми [«τέλειον»]» (1 Коринфянам 14:20).

Аналогичным образом во 2-й главе своего послания Павел говорит о «зрелости» [«τέλειον»], в контексте противопоставления Божьей мудрости – знаниям человеческим:

«…Чтобы ваша вера основывалась не на мудрости людей, а на силе Бога. Мудрость же мы говорим среди зрелых [«τέλειον»], но не мудрость этой системы вещей или правителей этой системы, которые обратятся в ничто» (1 Коринфянам 2:5,6).

Эту же мысль апостол Павел неоднократно подчеркивает и в других своих посланиях:

«Давайте же все, кто зрел [«τέλειον»], так мыслить…» (Филиппийцам 3:15).

«О нём мы и возвещаем, увещая всякого человека и уча со всей мудростью, чтобы представить каждого достигшим полноты [«τέλειον»] в единстве с Христом» (Колоссянам 1:28).

«…Чтобы в итоге вы стояли как достигшие полноты [«τέλειον»], имея твёрдую уверенность во всей воле Бога» (Колоссянам 4:12).

Как можно заметить, во всех приведенных примерах выражение «τέλειον» применяется Павлом в свете важности возрастания христианина в понимании воли Господа. При этом абсолютно очевидно, что во всех случаях речь идет вовсе не о делах далекого будущего, связанного с концом злого мира. Павел однозначно говорит о том, что ожидалось от христианина УЖЕ СЕЙЧАС. Он упоминает как тех христиан, чей духовный рост был уже очевиден, так и других – кому следовало стремиться к духовной зрелости. И это служит лишним подтверждением того, что под «полным» [«τέλειον»] в 1 Коринфянам 13:10 апостол Павел точно так же подразумевал возможность особого познания Бога, которое открылось бы в виде завершенного Божьего Слова – всей Библии, включая полный Новый Завет.


«РАССТАТЬСЯ С МЛАДЕНЧЕСКИМ»


Но вернемся к 13-й главе 1 Послания Коринфянам. После известных строк с 8 по 10 стихи, указывающих на прекращение действия духовных даров в виде особых могущественных дел, апостол Павел приводит интересное сравнение:

«Когда я был младенцем, то говорил как младенец, думал как младенец, рассуждал как младенец, но теперь, став мужчиной, я расстался с младенческим. Сейчас мы видим в металлическом зеркале неясные очертания, а тогда будет видно ясно. Сейчас я знаю отчасти, но тогда буду знать точно, как Бог точно знает меня самого» (1 Коринфянам 13:11,12).

Мы уже рассматривали смысл стихов 8-10, а также 12 стиха. Чем же интересен пример из стиха 11? Здесь следует задаться вопросом: Почему сразу после указания на упразднение «того, что отчасти», апостол использует пример с тем, как рассуждает младенец? Если в этом связь? Есть, причем, самая непосредственная! Младенец говорит и рассуждает сообразно своему уровню познания. По мере своего дальнейшего умственного развития и жизненного опыта ребенок становится зрелым человеком. То же самое относится и к христианину касательно его духовного взросления. В других посланиях Павел подчеркивает эту мысль следующими словами:

«И потому умоляю вас, братья, состраданием Бога: отдайте свои тела в жертву живую, святую, угодную Богу, чтобы вам совершать священное служение, задействуя разум. И не сообразуйтесь больше с этой системой вещей, но преобразуйтесь, обновляя свой ум, чтобы вам удостоверяться, в чём состоит добрая, желанная и совершенная воля Бога» (Римлянам 12:1,2).

«Но не таким познали вы Христа, если только вы действительно слышали его и были научены им,— так как истина в Иисусе,— отложить старую личность, которая сообразуется с прежним образом жизни и развращается своими обманчивыми желаниями, а обновиться силой, побуждающей ваш разум, и облечься в новую личность, сотворённую по воле Бога в истинной праведности и преданности» (Эфесянам 4:20-24).

Последний текст особенно примечателен, но не только потому, что побуждает христиан к духовной зрелости в познании Христа. Данные слова являются контекстом предыдущих слов апостола Павла из той же главы, стихов 13,14. Мы будем к ним особенно внимательны, так как они, по сути, напрямую перекликаются с уже известными нам словами Павла из 1 Коринфянам 13:9-11. Итак, мы читаем:   

«Чтобы в итоге мы все достигли единства в вере и в точном знании Сына Бога, зрелости [«τέλειον»] взрослого человека, меры развития, которая присуща полноте Христа, чтобы мы уже не были младенцами, которых бросает, словно волнами, и носит всяким ветром учения посредством человеческой хитрости, посредством лукавства в умышленном обмане» (Эфесянам 4:13,14).

Как и в тексте 1 Коринфянам 13:9-11, данные слова Послания Эфесянам так же обращают наше внимание и на «зрелость» (в тексте здесь стоит все то же слово «τέλειον»), и на духовное «младенчество», и при этом напрямую подчеркивают их зависимость от «точного знания Сына Бога». Данный текст во многом служит ключом к пониманию 1 Коринфянам 13:9-11. Апостол Павел здесь, по сути, более подробно объясняет сказанное им в том послании, показывая, что «полное» (или «совершенное», «зрелое», «оконченное» [«τέλειον»]) подразумевает духовную зрелость христианина, возможную на основании точного знания истины из Слова Бога. (Сравните также Эфесянам 4:12,13 и 2 Тимофею 3:16,17).

Эта мысль еще раз раскрывается Павлом в его Послании Евреям, где он пишет следующее:

«Вам опять нужен кто-то, кто с самого начала учил бы вас основам священных слов Бога, и теперь вам необходимо молоко, а не твёрдая пища. Всякий, питающийся молоком, не знаком со словом праведности, потому что он младенец. А твёрдая пища предназначена для зрелых  [«τέλειον»], которые через применение научили своё восприятие отличать хорошее от плохого. Поэтому, оставив начальные учения о Христе, поспешим к зрелости [τελειότητα]» (Евреям 5:12-6:1).

Как и в вышерассмотренных текстах Посланий Коринфянам и Эфесянам, в данных стихах Павел использует пример духовного «младенца», противопоставляя ему духовно «зрелых» [«τέλειον»] христиан. В Евреям 6:1 он применяет также родственное слово «τελειότητα», несущее практически то же самое значение «зрелости, совершенства, полноты». И опять же, в данном отрывке налицо уже хорошо знакомая нам мысль о прямой зависимости «зрелости» [«τέλειον»] от полноценного духовного питания «священными словами Бога». Здесь нет и намека на некое ожидание подобной «полноты», связанное со Вторым Пришествием Христа. Наоборот, как видно из всего текста (Евреям 5:11 – по 6:1), эту «зрелость» («полноту») христианам следовало приобретать уже сейчас, углубляясь через Божье Слово в открытые им библейские истины


Итак, с помощью 4-й главы послания Эфесянам мы получаем более четкое понимание сути сказанного автором обоих посланий в 13-й главе 1 Послания Коринфянам. Рассмотренные нами стихи Послания Эфесянам сосредоточивают внимание христиан на необходимости УЖЕ СЕЙЧАС стремиться к духовной зрелости и связывает это с точным пониманием истин из Слова Бога. Соответственно, в 1 Послании Коринфянам апостол Павел, используя те же самые наглядные примеры и выражения, подчеркивал ту же мысль, говоря о возможности духовной «полноты» («зрелости»), чему содействовал бы завершенный канон Божьего Слова (что и произошло к концу 1 века). И это не имело никакого отношения к вопросам грядущего Второго Пришествия, как могут считать некоторые. 


ПРИОРИТЕТ ЛЮБВИ НАД «МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ»


13-я глава 1 Послания Коринфянам завершается следующими словами:

«Теперь же пребывают вера, надежда, любовь — эти три, но наибольшая из них — любовь» (1 Коринфянам 13:13).

Если мы вновь обратимся к 4-й главе Послания Эфесянам, то снова обнаружим общее пересечение контекста, в данном случае, подчеркивающего преимущество любви над знанием.

«Но, говоря истину, любовью будем во всём вырастать в того, кто является главой, в Христа» (Эфесянам 4:15).

В другом своем послании Павел еще раз затрагивает эту мысль, когда говорит:

«А помимо всего этого, облекитесь в любовь, потому что она — совершенные [τελειότητα] узы единства» (Колоссянам 3:14). 

Все эти примеры объединяет общая идея, которая наглядно отражена в 13-й главе 1 Послания Коринфянам: любые сверхъестественные знания, дары в виде могущественных дел должны были упраздниться, уступив место главному – познанию Бога и его любви. Почему это так? Постигая Божью любовь и пребывая в ней, христианин неизменно начинал отражать ее на других. Это и должно было стать наивысшим даром духа, доверенным ему Богом (1 Коринфянам 16:14). По этой причине все остальные сверхъестественные «дары», с точки зрения Господа, носили лишь временный характер, так как не несли в себе должной пользы. (Показательно, что греческое слово «упразднится» (καταργηθήσεται), примененное в 1 Коринфянам 13:10, несет в себе также смысл «делать бесполезным»).   

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», - напоминает нам Библия. Любовь – это суть всего. Поэтому, главное, чему Господь желает научить человека – это постижение Божьей любви и ее отражение в своей жизни. Все остальное носит уже второстепенный характер. Вот почему в 1 Коринфянам 13-й главе апостол Павел давал отрезвляющее наставление, подчеркивающее «бесполезность» (καταργηθήσεται) любых других могущественных дел и даров в сравнении с главным даром – любовью. 

«Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как я люблю вас, так и вы любите друг друга. Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь» (Иоанна 13:34,35). 

Иисус желал открыть своим ученикам силу и важность любви. Именно по этому качеству, согласно его словам, можно было определить его истинных последователей. Новый Завет учит человека такой любви – любви по примеру Христа. До тех пор, пока его канон не стал «полным», раннему христианскому собранию временно давались свыше дополнительные вспомогательные духовные инструменты в виде отдельных даров могущественных дел. В 1 веке они имели свой смысл, служа показателем Божьей избранности небольшой группы верующих в Иисуса, укреплению веры самих христиан и свидетельству для неверующих (Сравните 1 Коринфянам 14:22). 

Но когда Божье Слово к человечеству в виде Священного Писания приобрело полный, законченный вид, первостепенная цель Бога была достигнута – смиренные люди получили возможность обучения у своего Небесного Отца. Отныне, чтобы получить необходимое познание о Боге, развить веру в него, измениться самим и начать отражать в себе Божью любовь, достаточно было одного – открыть его Слово. Только Библия имела силу выполнить функции, описанные ниже:

«Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу и дух, суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца» (Евреям 4:12).

«Ты…знаком со священными Писаниями, которые могут умудрить тебя для спасения через веру во Христе Иисусе. Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью подготовлен ко всякому доброму делу» (2 Тимофею 3:15-17). 

Именно в таком контексте апостол Павел писал в 13-й главе 1 Послания Коринфянам те мысли, что мы могли глубоко исследовать в этой статье. Все те «знания», что давались раннему христианскому собранию 1 века, все «могущественные дела» не были самой сутью, но являлись лишь чем-то «отчасти», а потому имели только временное значение. Главным было познание Бога и его любви. Это истинное знание должно было передаваться не в частичной форме, из уст в уста отдельными пророками и пастырями для отдельных лиц, а непосредственно в виде полного Писания для всего человечества. По этой причине с «приходом полного, то, что отчасти, упразднилось» (1 Коринфянам 13:10).

Комментариев нет:

Отправить комментарий