среда, 31 мая 2017 г.

Божий Сын как творение и посредник




Тринитарная концепция восприятия Божьего Сына (Иисуса) в качестве Всемогущего Бога обречена на фатальные противоречия с учениями Библии. Одним из примеров тому служит проблематика, вызванная попыткой согласовать данную идею с тем, что Божье Слово говорит о Сыне в Колоссянам 1:15. 


«Он — образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (Колоссянам 1:15).


Библия говорит однозначно: Сын является первым («первенцем») «из всего творения». В свою очередь это побуждает прийти к заключению, что Божий Сын не может быть Всемогущим Богом уже хотя бы потому, что является «творением». Пусть первым, но все-таки творением. Соответственно, Сын имел начало, в то время как о его небесном Отце говорится, что он начала не имел и является Вечным (Втор. 32:40; Ис. 57:15).

На этом фоне со стороны защитников тринитарной идеи порой можно услышать предложение трактовать смысл слов из Колоссянам 1:15 в несколько ином значении. По их мнению, выражение «первенец» можно было бы истолковать в смысле «первый» НАД творениями, мол, в таком случае данный библейский текст был бы немного ближе к возможности трактовки статуса Сына в качестве Всемогущего Бога. Тем не менее, полная несостоятельность такого истолкования интересующего нас текста становится очевидной, как только мы зададимся целью провести более глубокое его исследование.    

Выражение «первенец» ("πρωτότοκος". Номер Стронга: 4416) буквально означает "первородный, рожденный прежде; как сущ.первенец". Данное слово многократно используется в Библии, причем в значении описания того, кто был буквально рожден первым из остальных. Уже начиная с первой книги Библии - Бытие, - мы неоднократно видим использование данного слова. Можете самостоятельно сравнить эти стихи, чтобы увидеть, в каком значении в них приведено выражение «первенец».

Бытые 4:4; 10:15; 22:21; 25:13 25:25 27:19; 27:32; 35:23; 36:15; 38:6; 38:7; 41:51; 43:33; 46:8; 48:18; 49:3.

Данное слово используется при описании первенцев не только у людей, но и у животных (Исход 12:29; Числа 18:17; Втор. 15:19). Все эти примеры наглядно свидетельствуют о том, что фраза «первенец» означает того, кто был рожден первым в своей семье или роде, причем, применимо это слово непосредственно к творению. 

В Новом Завете данное слово используется 8 раз - Луки 2:7, Рим. 8:29; Кол. 1:15, 1:18; Евр 1:6; 11:28; 12:23 и Откр. 1:5. 

В первый раз в НЗ это слово мы встречаем при описании рождения Иисуса:


"Она родила сына, своего первенца, запеленала его и положила в кормушку для скота, потому что в гостинице не было мест" (Лк. 2:7).


Иисус, как известно, был первым ребенком (первенцем), рожденным Марией. В Евреям 11:28 это слово применяется в свете событий, когда Бог на Пасху в Египте пощадил «первенцев» у евреев, что вновь подчеркивает смысл буквально рожденных творений.  

В Евреям 12:23 это же слово используется при описании «собрания первенцев, записанных на небесах» - т.е. христиан, буквальном творении Бога. Причем, эта мысль пересекается с Римлянам 8:29, где о Божьем Сыне говорится как о «первенце среди многих братьев». Еще ярче эта фраза звучит в Откровении 1:5, где Сын назван «первенцем из мертвых», т.е. буквально первым из всех творений, кто был воскрешен к вечной жизни.    

Таким образом мы не находим подтверждения мысли, будто слово "πρωτότοκος" означает что-либо иное, кроме буквального первого рождения, применимого к творению.



Но вернемся к 1-й главе послания Колоссянам.

Говоря о Колоссянам 1:15, стоит обратить внимание на ближайший контекст стиха. А ведь слово "πρωτότοκος" вновь используется в 18 стихе, который звучит так:


"…и он — глава тела, собрания. Он — начало, первенец из мёртвых, чтобы стать ему первым во всём"


Как и в Откровении 1:5, Сын здесь назван "первенцем ("πρωτότοκος") из мертвых". Здравая логика подсказывает, что смысл стиха в том, что Иисус стал первым, кто был воскрешен Богом к вечной жизни. И это никак не согласуется с вольной трактовкой, будто бы это слово следует понимать как "первый по положению; превосходящий других". Совершенно очевидно, что Библия, использующая данное слово, имеет в виду непосредственно идею первоочередности. Соответственно в обоих стихах (Кол. 1:15 и 18) имеется в виду именно такой единый для всех смысл.



Следует обратить внимание и на другой момент – на посредническую роль Сына в замыслах его Небесного Отца, создавшего вселенную. В Синодальном переводе текст Колоссянам 1:15 переведен несколько некорректно. Если сравнивать с подстрочным переводом, содержащим древний греческий текст, то буквально он звучит так: "Первенец всякого создания (творения)". Это четко показывает, что Сын был первым из всех творений во вселенной. 

При сравнении 16 стиха в Синодальном переводе с первоисточником вновь наблюдается некорректная передача смысла библейского текста: "Ибо им создано все, что на небесах...". В то время как в древнегреческом тексте говорится: "В нем было создано..."

Достаточно странно, почему Синодальный перевод пропускает важный предлог "εν" («в», «посреди», «между». Номер Стронга: 1722), в то время как этот предлог со всей наглядностью подчеркивает посредническую роль Сына в создании всего творения. 

Еще более ярко эта особенность видна в заключительной части 16 стиха, где в Синодальном переводе мы читаем: "Все Им и для него создано". В то время как в древнегреческом тексте здесь стоит предлог "δι’", означающий "через" (Номер Стронга: 1223). Если мы читаем данный текст так, как он присутствует в первоисточнике, то его смысл звучит заметно иначе, чем в том же Синодальном переводе – налицо указание на посредническую роль Сына в сотворении вселенной («Всё это было сотворено через него и для него»). 


Итак, в Колоссянам 1:15 Божье Слово указывает, что Сын был первым творением (созданием) Бога. А в следующем 16 стихе поясняется, что Бог далее продолжал творить ЧЕРЕЗ (ПОСРЕДСТВОМ) Сына. Мысль о том, что Бог творил вселенную через (посредством) Сына, отражена также и в других местах Писания. Например, в Притчи 8:22-30; Иоанна 1:3,10; 1 Коринфянам 8:6; Евреям 1:2 и Откровение 3:14. Это дает объяснение почему в разных местах Библии мы встречаем указание на то, что и Отец, и его Сын были творцами всего существующего (Бытие 1:26; Евреям 1:10). Отец дал жизнь своему Сыну, а далее они создавали вселенную вместе – и Сын «был при нём искусным мастером» (Притчи 8:30).

Комментариев нет:

Отправить комментарий