суббота, 13 мая 2017 г.

Видеть, как действует Бог



Вера – это в первую очередь глубокое доверие Богу. Безусловное доверие. И то, что сейчас происходит, это - испытание нашего доверия Иегове. А наша вера куда важнее видимого материального имущества, которое могут отобрать противники. Когда нас запрещают, отбираются Залы, закрывается филиал, это неприятно. Очень неприятно. Но если на отдельно взятого христианина данные факты оказывают столь удручающее впечатление, что его решимость продолжать служить Богу падает ниже низкого, то это повод спросить: «На чем была основана твоя вера? На чем-то видимом, материальном?»


О первых христианах Библия говорит: «Вы и расхищение своего имущества приняли с радостью, зная, что у вас есть лучшее и непреходящее владение» (Евреям 10:34). У христиан апостольских времен при всех гонениях и запретах оставалось главное – их вера и надежда. А это то, что никому и никогда у истинных учеников Христа не отнять! И это было поводом для сохранения радости. Есть ли сегодня такая радость у нас? Если, не смотря на все неприятные реалии и еще более негативные прогнозы, мы сохраняем такую же радость, что и первые христиане, то сможем со свободой речи сказать: «Мы ходим верой, а не тем, что видим» (2 Коринфянам 5:7).

Да, как люди из плоти и крови, мы склонны давать оценку окружающему исходя из того, что мы видим. Но проблема в том, что видим мы зачастую не дальше того, к чему может прикоснуться наша рука. Мы люди физические, да еще и обремененные несовершенством. Как следствие, человеку проще судить о действиях и благословениях Бога по тому, насколько они заметны лично ему, да еще в пределах, не превышающих пяти шагов. Такое мышление неправильное. Потому что для великих дел Бог выбирает большие масштабы. А чтобы увидеть что-то масштабное, нужно подняться на что-то высокое и только тогда начнет становится понятной вся картина. Вот так же сегодня, чтобы осознать весь смысл происходящего, следует смотреть на ситуацию, образно говоря, с высоты Иеговы. И только тогда ты начинаешь понимать логику действий Бога. Вот почему сегодня как никогда актуально звучит библейское поощрение: 
«Помышляйте о небесном, а не о земном» (Колоссянам 3:2). 

Вспоминается ситуация с Елисеем и его слугой. Два человека, оба служащие Иегове. Но при этом проявившие совершенно различные взгляды на ситуацию, когда им грозила опасность от мощного войска противников, внезапно, за одну ночь сумевших окружить город, в котором находился пророк Елисей.
«Встав рано утром, слуга человека истинного Бога вышел и видит — вокруг города стоит войско с конями и боевыми колесницами. «О горе, мой господин! Что нам делать?» — спросил слуга. «Не бойся,— ответил тот,— потому что тех, кто с нами, больше, чем тех, кто с ними». И, обратившись в молитве, Елисе́й сказал: «Иегова, пожалуйста, открой ему глаза, чтобы он увидел». Иегова открыл слуге глаза, и тот увидел, что все горы вокруг Елисе́я заполнены огненными конями и боевыми колесницами» (2 Царей 6:15-17).

С точки зрения слуги, ситуация была абсолютно безвыходной, причем, поражала оперативностью и внезапностью, с которыми действовали противники. Еще вчера была тишь да гладь, а сегодня – они уже под стенами города, готовятся пленить их, служителей истинного Бога! Куда смотрит Иегова? Почему он не предупредил их хотя бы вчера, хотя бы этой ночью, чтобы еще можно было что-то предпринять для спасения?! Почему все так несправедливо?

Совершенно иной взгляд на ситуацию сохранял Елисей. Конечно, он видел многочисленные силы врагов. Но он видел и другое – то, чего по слабости своей веры не видел его слуга. Почему Елисей это видел? Потому, что он полностью доверял Иегове. Как следствие, Бог позволил пророку увидеть ситуацию не с приземленной человеческой точки зрения, а с позиции небесной. «Помышляйте о небесном, а не о земном» (Колоссянам 3:2).

Подобных ситуаций в истории Божьего народа мы находим немало. Возьмем известный случай с евреями в Египте, к которым Иегова послал Моисея. Библия говорит, что «люди поверили» Божьему пророку (Исход 4:31). Но после того, как евреи решили действовать согласно указанию Бога, ситуация внезапно стала намного более сложной, - они вдруг «поняли, что попали в беду». Видя, как египтяне ожесточились против Израиля, евреи заключили, что противники взяли «в руки меч, чтобы убить нас» (Исход 5:19-21). Через Моисея Иегова уверил евреев в намерении выполнить данное им обещание, «но они не стали слушать Моисея из-за упадка духа и тяжкого рабства» (Исход 6:9). О чем наверняка рассуждали евреи? Они доверились Богу, но их жизнь стала еще тяжелее, а сам Иегова так и не вывел их из Египта. Почему? Как долго ждать помощи Иеговы и стоит ли вообще на нее надеяться?

А когда израильтяне, наконец, выйдя из Египта, оказались в ситуации, соответствующей, как им казалось, ловушке, они снова упали духом. Они даже стали обвинять Моисея за его неправильное руководство, которое, по их мнению, привело их к гибели.

«Тогда Моисей сказал народу: «Не бойтесь. Стойте и смотрите, как Иегова спасёт вас сегодня. Ведь египтян, которых вы видите сегодня, больше не увидите никогда. Иегова сам будет сражаться за вас, а вы будете стоять спокойно» (Исход 14:13,14).




Налицо все та же проблема: недостаток доверия к Иегове. В то время, как одни служители Бога, даже пока не понимая, как Иегова будет действовать, все-таки полностью полагались на него, предоставляя все в его руки, другие проявляли тоже полное, но отсутствие веры (доверия) к Богу. Нет, конечно, они верили в существование Бога Иеговы. И они не сомневались в силе Бога (сколько великих знамений от Иеговы они могли наблюдать, будучи в Египте!) Но они не доверяли ему. Они не имели абсолютной уверенности в том, что Иегова обязательно (!) поможет им в любой чрезвычайной ситуации, что он сдержит свое слово. «Может, и поможет… А, может, и нет…»

И у тех евреев, и у слуги пророка Елисея не было того, что называется «духовным вИдением». Они оценивали проблему с чисто человеческой точки зрения. Тем же мерилом они прикидывали и вероятность решения проблемы. Не сложно догадаться, что вероятность была близка к нулю. Отсюда их паника, ропот, разочарование… Им было сложно осознать, что Иегова имел решение их проблем еще даже до того, как эти самые проблемы только начали зарождаться. Проблем еще не было, евреи даже и не догадывались, что такие проблемы когда-то возникнут, а Иегова уже знал, как он будет действовать, чтобы решить эту ситуацию!  


Конечно, легко рассуждать над примерами давнего прошлого. Особенно, когда знаешь конечный результат тех библейских историй. Куда сложнее, когда подобные испытания касаются служителей Бога сегодня, причем, включая тебя самого. Но… Библия поясняет, что «всё это происходило с ними как примеры и было записано как предостережение для нас, при которых пришёл конец систем вещей» (1 Коринфянам 10:11). А также: «А всё написанное прежде было написано для нашего наставления, чтобы благодаря нашей стойкости и утешению из Писаний мы имели надежду» (Римлянам 15:4). Значит, мы можем учиться на подобных примерах и тем самым, избегая описанных ошибок, развивать правильный образ мышления. В результате мы станем смотреть на ситуацию не с приземленной точки зрения, а с высоты Иеговы. Как следствие, мы не только укрепимся в доверии к Богу, но и начнем ПОНИМАТЬ ПРИЧИНЫ, по которым он допускает ту или иную чрезвычайную ситуацию.

Почему Иегова сразу не вывел свой народ из Египта? Неужели он не мог бы это сделать сразу, чуть ли не в тот же день, когда Моисей только пришел в Египет? Мог. Для Бога нет ничего невозможного. Но как бы в таком случае выглядел такой исход? Скорее, как некая милость могущественного язычника-фараона по отношению к Израилю. Будто бы фараон делает одолжение Иегове. Ан нет, прошло достаточно много времени, прежде чем Израиль смог покинуть эту страну. 

Между тем моментом, как Бог направил Моисея в Египет, и непосредственным освобождением Израиля в библейском повествовании стоят аж десять глав, наполненных важной информацией. Прежде чем вывести евреев из Египта, Богу нужно было достичь осуществления своего намерения, которое разъясняется в этих десяти главах. Евреи этого не понимали. Для них главной задачей было их освобождение – в это упиралась вся их вера, признательность, послушание. Но у Иеговы были и другие, более глобальные задачи, решение которых не могло быть достигнуто всего лишь быстрым освобождением Израиля. А потому евреям было необходимо запастись терпением и доверием к Богу.

Иегове не нужна была милость от фараона. Тем более, что тот демонстративно ставил Его ни во что: 
«Кто такой Иегова, чтобы я повиновался его голосу и отпустил Израиль? Я не знаю Иегову» (Исход 5:2).

Ответ Иеговы гордому фараону раскрывает намерение Бога:
«Чтобы ты узнал, что я, Иегова, сейчас здесь, в этой земле […] Чтобы ты узнал, что на всей земле нет никого, подобного мне. Я мог бы уже давно протянуть руку и поразить тебя и твой народ эпидемией, и ты был бы истреблён с земли. Но я оставил тебя в живых для того, чтобы показать тебе мою силу и чтобы моё имя было возвещено по всей земле» (Исход 8:22; 9:14-16).

Иегова намеревался дать яркое свидетельство о себе верховной власти Египта. Это же свидетельство должно было быть дано и всему языческому населению той страны:
«Тогда я покажу Египту силу своей руки и великими судами выведу мои войска, мой народ, сыновей Израиля, из земли Египет. Когда я протяну руку на Египет, египтяне узнают, что я Иегова» (Исход 7:4,5).
«Я прославлю себя, одержав победу над фараоном и над всем его войском, и египтяне узнают, что я Иегова» (Исход 14:4).

Иегова намеревался свидетельствовать о себе не только язычникам. Израиль также должен был осознать славу и величие своего Бога. Суды, совершаемые Иеговой в Египте, имели целью и укрепление веры самих евреев: 
«„Я Иегова, и я выведу вас из Египта и освобожу вас от гнёта египтян, я освобожу вас от рабства, избавлю вас протянутой рукой и великими судами. Я возьму вас и сделаю своим народом и буду для вас Богом. И вы узнаете, что я Иегова, ваш Бог, который выводит вас из Египта и освобождает от его гнёта» (Исход 6:6,7).
«Чтобы ты мог рассказать твоему сыну и сыну твоего сына о том, как сурово я обошёлся с Египтом, и о знамениях, которые я совершил среди них. И вы узнаете, что я Иегова» (Исход 10:2).

А теперь вопрос: достиг бы Иегова всего этого, если бы он тихо, буквально в день прибытия Моисея в Египет вывел оттуда свой народ? Было бы дано властям и народу Египта внушающее благоговение свидетельство об истинном Боге? Смог бы Израиль убедиться, что их освобождение – это исключительно заслуга Иеговы, а не пример «великодушия» фараона и его «справедливой» государственной системы? И как нужно было понять египтянам, да и самим евреям, кто в таком случае реально освободил Израиль – Иегова или «великие и милосердные» египетские боги? 




Налицо и тот факт, что свидетельство о своем величии Иегова давал не одномоментно, а последовательно. Читая соответствующие главы книги Исход, можно увидеть, что только начиная с седьмой из десяти казней у населения Египта начинают открываться глаза на суть происходящего. Библия с того момента начинает упоминать людей, которые «испугались слова Иеговы» и предприняли действия соответственно его указанию (Исход 9:20). Следующая восьмая казнь заставила слуг фараона просить его оставить народ Иеговы в покое (Исход 10:7). Последняя, десятая казнь побудила и самого фараона, и других египтян отказаться от угнетения Израиля (Исход 12:31-36). Более того, свидетельство Иеговы по всему Египту в итоге оказалось настолько мощным, что к его служителям присоединились и многие неевреи. «С ними пошло и множество людей из разных народов», - говорит Библия (Исход 12:38). 

Было бы дано такое эффективное свидетельство, если бы Израиль сразу, без всех этих «приключений» получил возможность уйти из Египта? Нет! Смогли бы многие жители Египта узнать о величии Иеговы и решили бы они присоединиться к поклонению некогда презираемых ими рабов-евреев? Тоже нет! Были бы унижены все ложные египетские божества, а вместе с ними и языческие культы? Нет. В конце концов, смог бы Иегова так освятить свое имя не только перед египтянами, но и перед собственным народом, укрепив его веру и научив тому, что «то, что невозможно для людей, возможно для Бога»? (Сравните Луки 18:27) Однозначно нет!                          


Один брат метко заметил: «Иегове нужны великие победы. Если Иегова не дал нам выиграть этот суд, значит, такая победа не была бы великой!» Конечно, чисто по-человечески нам бы хотелось, чтобы в апреле 2017 года судья вынес оправдательный приговор, после которого мы все бы облегченно вздохнули и через неделю-другую благополучно забыли про этот процесс. Но стало бы это великой победой Иеговы? Победой – да. Великой – однозначно нет. 

В Египте намерение Бога прославить свое имя обернулось намного более тяжелым гнетом в отношении евреев (Исход 5-я глава). Они были в недоумении от несправедливости со стороны властей и от непонимания того, почему их доверие к Иегове, как им казалось, не получило поддержки со стороны самого Бога. Логика действий Иеговы им стала понятна лишь позднее. А ведь Иегова и сегодня не изменяет своим принципам. «Ведь я — Иегова, я не изменяюсь» (Малахия 3:6).   

Сегодня христиане тоже могут задаваться точно такими же вопросами, что и древний народ Бога. Где Иегова? Почему он допустил несправедливость? Почему противники при всей очевидной несостоятельности своих обвинений, как кажется, добиваются, победы над народом Бога? Где логика в Его действиях? Логика очевидна! В этой ситуации нет ничего нового. А чтобы это осознать, пожалуй, нужно попросить Бога о том же, о чем просил пророк Елисей: «Иегова, пожалуйста, открой мне глаза, чтобы я увидел». (2 Царей 6:15-17). И тогда мы начинаем «видеть», как Иегова действует.

Уже многие разумные христиане говорили и говорят о том, насколько ярко видна рука Иеговы в событиях последних дней. Не просто удивляет, по поражает тот классический библейский прием, который Бог использует сегодня, чтобы дать о себе свидетельство. Такого взрыва интереса людей к теме Свидетелей Иеговы, пожалуй, никогда не было. Каждый день в СМИ выходят статьи, репортажи, видеоролики, так или иначе затрагивающие эту тематику. Они могут быть положительными или отрицательными, но по большому счету любая из них каждый раз побуждает людей говорить о вере Свидетелей Иеговы. 

Это действительно выглядит парадоксально, но противники, стремившиеся к запрету взглядов этих христиан, наоборот, заставили многих людей говорить именно об учениях, а не просто об их конфессии, как таковой. Что у Свидетелей Иеговы есть «экстремистского»? Они не берут в руки оружие? А почему? Как, этому учит Библия?… А почему они называют себя «свидетелями Иеговы»? Это имя Бога? Откуда это известно? …Они держатся в стороне от политики? Интересно, почему? Неужели, по примеру Христа? …Они «навязчивые» проповедники? А почему они сами идут к людям? Как, неужто этому учил Иисус? …Они выбирают бескровные методы лечения? Неужели это оправдано даже с медицинской точки зрения? ...И так далее, и так далее…

Многие СМИ подробно знакомят общественность с историей Свидетелей Иеговы, включая их отличительную позицию во времена нацистских преследований в Германии и описание репрессий в их адрес в Советском Союзе. Публикуются интервью ответственных братьев, озвучивающие точку зрения Свидетелей на последние события. Даже руководство ряда других конфессий высказалось в защиту конституционных прав этих верующих людей. В моем городе пастор одной из протестантских церквей поднял на богослужении аналогичную тему, выступив с поддержкой Свидетелей Иеговы…Когда такое было ранее?




Отдельного разговора достойна реакция посторонних людей. «Я – не Свидетель Иеговы, но считаю вопиющей несправедливостью желание их запретить…», - примеры подобного рода высказываний теперь невозможно сосчитать. Люди, еще вчера выявлявшие крайне безразличное отношение к этим верующим, сегодня начинают относиться к ним с намного большей симпатией. В том числе коллеги по работе, знакомые, родственники… Причем, начинают реально беспокоиться. Оно и понятно, когда люди осознают, что их верующих родных не сегодня-завтра могут арестовать и осудить за некие мнимые преступления, волей-неволей это потрясение касается их самих. Потому что репрессиям подвергнутся не какие-то незнакомые лица, а непосредственно их дети, родители, родные или двоюродные братья и сестры, племянники, бабушки, дедушки и так далее. От 180 до 300 тыс населения страны, в одночасье рискующих по воле чиновников оказаться «государственными преступниками», – это уже очень серьезно.

Так или иначе, но репрессии против Свидетелей Иеговы дали результаты, обратные ожиданиям их противников. Вы помните, чтобы что-то подобное происходило когда-либо ранее? Такого масштаба свидетельства за столь короткие сроки еще не было никогда! И разве это не повод для радости? Перефразируя известные слова Иисуса, можно сказать, что попытка недругов заставить христиан «умолкнуть», побудила «камни закричать» (Луки 19:40).

Почему Иегова допускает сегодня притеснения своего народа? Потому что он снова использует все тот же действенный способ дать о себе свидетельство, который и в прошлом всегда имел мощный результат. Он заставляет общество встрепенуться, еще раз задуматься, взглянуть на казалось бы уже привычные вещи с новой стороны. Вновь происходит то же, о чем мы читаем в Библии: 
«„Я сотрясу все народы, и придут желанные сокровища из всех народов, и я наполню этот дом славой“,— говорит Иегова воинств» (Аггей 2:7).

Иегова не дает людям забыть о себе. Он не позволяет игнорировать себя. Когда общество впадает в духовную спячку, Бог «сотрясает» его, побуждая его же само снова говорить о том, что важно Богу. Как результат – к нему обращаются все новые и новые «желанные сокровища», наполняющие его «дом». Свидетельство о нем достигает своей цели. И в этом нет ничего нового. Так Иегова поступал всегда. 

Так он поступает и сегодня. То, что несовершенному человеку может казаться «странным» и «нелогичным», спустя время станет очевидным доказательством величайшей мудрости Бога. Шаг, будто бы сделанный назад, оказывается подготовкой к мощному прыжку вперед. Для служителя Бога важно понимать это сейчас. Не просто верить в Иегову, но доверять (!) Иегове, позволяя ему действовать согласно своему замыслу, а не нашему представлению. И если в этот важный исторический момент что-то мешает иметь такое понимание и доверие, то в самое время просить Бога: «Иегова, пожалуйста, открой мне глаза, чтобы я увидел» (2 Царей 6:15-17).