вторник, 31 января 2017 г.

Указывает ли фраза "элохим" на триединство Бога?





Сторонники теории троичности Бога в защиту своих взглядов нередко пытаются использовать аргумент, связанный с фразой «элогим» («элохим»). В Ветхом Завете данное слово часто используется применительно к Богу. Особый интерес этого слова у тринитариев вызывает тот факт, что оно стоит во множественном числе. В Википедии мы читаем:
«Элохи́м (ивр. ‏אֱלֹהִים ,אלוהים‏‎, Элох’и́м) — слово, в зависимости от контекста обладающее единственным или множественным числом и обозначающее «Бог» или «боги». Упоминается на протяжении всего Танаха (Ветхого Завета), начиная с Быт. 1:1». 

Логика тринитариев следующая: если еврейский текст, повествуя о Боге, использует фразу «элохим», представляющую множественное число, значит, Бог является триединым. На одном ресурсе эта идея озвучена так:
«Если в тексте стоит множественное число, это не просто так, значит, действительно, множественное число показывает на не одну личность, а на несколько личностей. Слово Элогим - не зря стоит в тексте, оно показывает, что Бог библии - это Три Личности которые управляют миром».

Но так ли это на самом деле? Действительно ли фраза «элохим» применяется Священным Писанием с целью подчеркивания некой множественности личностей одного Бога? На самом ли деле евреи, привычно использовавшие это слово в религиозной и повседневной жизни, подразумевали под ним именно такую, тринитарную, или близкую к тринитарной, концепцию? Увы, но, как и во многих других приемах тринитариев, мы вынуждены констатировать факт подмены понятий. 

«Само это слово во всех вариантах значит одно и то же: «Бог». Слово «Элохим» внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является: в Ветхом завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе» (И.Ш. Шифман, доктор исторических наук, востоковед).

Вот что по этому поводу сообщается в одном источнике:
«В Еврейских Писаниях слово ’эло́хах (бог) имеет две формы множественного числа, ’элохи́м (боги) и ’элохэ́х (боги чего- или кого-либо). Эти формы множественного числа обычно относятся к Иегове и в таком случае переводятся единственным числом «Бог». Указывают ли эти формы множественного числа на Троицу? Нет. Уильям Смит говорит: «Странная идея о том, что [’элохи́м] относится к троице лиц в Божестве, вряд ли найдет сегодня сторонников среди ученых. Это либо то, что филологи называют множественным числом, обозначающим величие, либо указание на полноту Божьей силы, на совокупность всех сил, проявляемых Богом» («A Dictionary of the Bible»).
О слове ’элохи́м говорится: «Практически всегда требуется, чтобы после него стояло глагольное сказуемое в единственном числе и определение, выраженное прилагательным в единственном числе» («The American Journal of Semitic Languages and Literatures»). Для примера можно сказать, что в сообщении о сотворении титул ’элохи́м появляется 35 раз и каждый раз глагол, описывающий слова и действия Бога, стоит в единственном числе (Бытие 1:1—2:4)».

Концепция тринитарной сути понимания «элохим» неминуемо рушится перед фактами применения Библией этого же самого слова, но уже не только к Богу, но и к другим личностям, например, ангелам (Псалом 8:5). Так, та же фраза «элохим» используется при описании бога Дагона (Судей 16:23,24), а также бога Ваала (1 Царей 18:27). Тем не менее, эти божества не имели троичной или какой-либо иной множественной формы. Каждый из них почитался язычниками как один конкретный бог. Понятно, что, применяя к ним форму «элохим», Библия подразумевает вовсе не некую множественность их личностей.
«Библия настойчиво указывает на то, что Бог один, и использует «Elohim» в ситуациях, когда совершенно определённо описывается только один индивидуум. Например, «Elohim» используется при описании явления Бога в единственном числе, в образе мужа, Иакову (Быт. 32:30). Израильтяне назвали золотого тельца, которого они сделали в пустыне, «elohim» (Исх. 32:1,4,8,23,31). При этом, Библия совершенно определённо говорит об одном тельце (Исх. 32:4,5,8,19-20,24,35). Ветхий Завет очень часто использует «elohim»  для обозначения отдельных языческих богов, таких как Ваалвериф (Суд. 8:33), Хамос (Суд. 11:24), Дагон (Суд. 16:23), Веельзевул (4 Цар. 1:2-3), Нисрох (4 Цар. 19:37). Библия использует слово «elohim» и применительно к Иисусу Христу (Пс. 44:7; Зах. 12:8-10;14:5), и никто никогда не предполагал в Иисусе несколько личностей. А значит, слово «elohim» отнюдь не указывает на три личности в Божестве. Только одно существо, называемое «elohim», боролось с Иаковом; только один золотой телец был назван «elohim», и один Господь Иисус Христос тоже назван «elohim»» (Conversation with Orthodox Rubin, 1980, Jerusalem).


Немаловажен и другой факт: Библия использует слово «элохим» также и при описании обычных людей (Псалом 82:1,6). В частности, именно так Иегова назвал Моисея, когда посылал того на служение:

«Он будет говорить с народом вместо тебя и будет твоими устами, а ты будешь ему Богом [элохим]» (Исход 4:16).

А также:

«Иегова сказал Моисею: «Смотри, я сделал тебя Богом [элохим] для фараона, а твой брат Ааро́н станет твоим пророком» (Исход 7:1).


Итак, в каком грамматическом смысле библейский текст применяет к Богу множественную форму еврейского слова «элохим»? Разумеется, вовсе не в качестве указания на некую множественность личностей одного Бога. Скорее, для подчеркивания особого величия или многочисленности качеств Бога.   
«[’Элохи́м] следует объяснять, скорее, как усилительное множественное число, указывающее на силу и величие» («The American Journal of Semitic Languages and Literatures»).
«Здесь множественное число существительного передает мысль о величии и превосходстве (Ламбдин Т. О. Учебник древнееврейского языка. М., 1998. С. 117; Еврейская энциклопедия. СПб., [1908]. Т. 8. Стб. 131). Оно не указывает на множественность лиц в едином божестве» (Рассуждение с помощью Писаний»). 
«Большинство учёных придерживается мнения, что используемая форма множественного числа («Elohim») указывает на величие Бога и Его многочисленные качества, но оно вовсе не предполагает множество личностей… Сама Библия показывает нам, что форма множественного числа существительного «Elohim» выражает Божье величие, а не множественность личностей в одном Божестве» (Conversation with Orthodox Rubin, 1980, Jerusalem).

Множественная форма «элохим» в поределенной степени сравнима с нашим российским примером использования такой же множественной фразы как «вы», когда мы обращаемся к постороннему человеку или к тому, кто наделен властью и полномочиями; при этом подразумевается не группа людей, а один конкретный человек. 

В Библии мы можем увидеть дополнительные подтверждения тому, как к одной личности может применяться множественная форма. Например, когда Даниил говорил Навуходоносору: «Вот сон, и мы предоставим царю его истолкование», несмотря на то, что объяснение сна давал один Даниил (Дан. 2:36). А в Бытии 42:30 Иосиф называется «начальствующим [«господином», НМ; евр. адоне́, множественное число величия]» над землей Египет.


Дополнительная информация по этому вопросу: https://levhudoi.blogspot.ru/2011/09/blog-post_20.html


В заключении читателю будет интересно ознакомиться с обсуждением нашей темы представленном на нижеприведенном видео. Так сказать, информация от носителя языка: