вторник, 3 сентября 2013 г.

Свидетели Иеговы и высшее образование




Существует ли «запрет»?
Подводные камни высшего образования:
   преувеличение значимости
   скрытые опасности для христианина
   внутренние мотивы
Потеря теократических преимуществ за обучение в ВУЗе?
А что говорит Библия?
Заключение



  В этой статье мы затронем вопрос отношения Свидетелей Иеговы к высшему образованию. Почему нас заинтересовала эта тема? Главным образом, ввиду целенаправленных стараний ряда критиков придать данному вопросу видимость некоего недопущения со стороны этой христианской организации права своим соверующим получать высшее образование (ВО). Так ли это на самом деле и каково истинное отношение Свидетелей Иеговы к получению такого рода образования мы и рассмотрим в предлагаемой читателю работе.

  Главным аргументом критиков являются те примеры предостережений относительно высшего образования (ВО), которые даются организацией через ее официальные печатные издания, а также на конгрессах. Действительно, такие предостережения имеют место и время от времени они повторяются. Но что они представляют из себя в действительности? Несут ли они в себе смысл категорического недопущения получения ВО свидетелями Иеговы? Подразумевается ли, что христианин, решивший поступить в ВУЗ, по имеющемуся факту перестает считаться примерным или даже исключается из собрания?



 Существует ли «запрет»?


  Сам факт получения свидетелем Иеговы ВО не означает чего-то недопустимого. Это следует из того, что в официальных публикациях организации о приобретении молодым человеком образования говорится как о весьма нужном деле. Так, в книге «Вопросы молодежи» мы встречаем следующую мысль:

  «В Библии не говорится, сколько лет должен учиться христианин. И в ней не осуждается желание получить образование. Иегова, Великий «учитель», поощряет свой народ уметь хорошо читать и грамотно выражать свои мысли (Ис. 30:20, СоП; Евр. 5:12; Отк. 1:3). К тому же образование может помочь нам лучше понимать людей и мир, в котором мы живем» («Вопросы молодежи. Практические советы», стр. 176).

  В том же источнике говорится и конкретно о высшем образовании:
  «Не исключено, что высшее образование принесет тебе в будущем пользу» («Вопросы молодежи. Практические советы», стр. 177).

  «Если ты, например, живешь на попечении родителей и они настаивают на том, чтобы ты учился в вузе, тебе следует подчиниться» (Еф. 6:1-3) («Вопросы молодежи. Практические советы», стр. 179).

  «Некоторые христиане обнаружили, что дополнительное образование, будь то университетское или профессиональное, помогло им заботиться о материальных потребностях семьи. Должным образом "заботиться о собственной семье" — священная обязанность христианина (1 Тимофею 5:8, СоП). Приобретать необходимые для этого навыки было бы очень мудро... Такое образование может помочь найти работу, позволяющую достаточно обеспечивать себя и свою семью, в то же время продолжая ревностно участвовать в христианском служении. К тому же можно будет помогать материально другим, имея «то, что можно было бы разделить с тем, кто в нужде» (Ефесянам 4:28, СоП)... Как и в первом веке, среди современных христиан есть люди с разным образованием. Посоветовавшись со своими родителями, молодые люди, получившие обязательное образование, могут решить продолжать обучение... В любом случае, такие вопросы каждый решает сам. Христиане не должны критиковать или осуждать других за их выбор. Иаков пишет: «Ты кто, который судишь другого?» (Иакова 4:12)... Поэтому, получать дополнительное образование или нет, и если да, то какое и в какой мере,— это личное решение христианина, который должен оставаться благочестивым, ведь благочестие «на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тимофею 4:8)» («Пробудитесь!», 8 марта 1998 г., стр. 20,21).

  «Если ты можешь найти приемлемую работу, имея лишь среднее образование, прекрасно. Если тебе необходимо получить дополнительное образование, это можно обсудить с родителями. Как бы то ни было, никогда не упускай из виду «более важное» — духовное (Филиппийцам 1:9, 10)» («Сторожевая башня», 1 мая 2004 г., стр. 16).

  Данные примеры служат наглядным доказательством тому, что организация свидетелей Иеговы не знает запрета на получение христианами высшего образования. И в качестве другого подтверждения тому служат многочисленные факты обладания тысячами свидетелями Иеговы данного вида образования или обучения ему в ВУЗах. При этом такие христиане остаются на хорошем счету в собрании, исполняют обязанности полновременных служителей и сохраняют свои теократические назначения. Организация ценит высококвалифицированных специалистов в областях юриспруденции, медицины, информатики, строительных, инженерных и прочих направлений, что, само собой разумеется, может подразумевать и соответствующую квалификацию на уровне ВО.

  Если так, то что вызывает у критиков желание придать данному вопросу совершенно обратный смысл? На чем строятся обвинения, что свидетели Иеговы якобы «запрещают» получение ВО? Как правило, это происходит на почве спекуляций вырванными из контекста статей фраз, относящихся к теме высшего образования. Так, например, в июльском выпуске «Нашего царственного служения» за 2011 год содержится следующее напоминание родителям относительно христианской позиции их детей:

  «Ясно ли понимают ваши дети, что́ означает участвовать в патриотических церемониях и языческих праздниках? Понимают ли они также, почему это неправильно? Готовы ли они к тому, что их будут побуждать получить высшее образование, ходить на свидания, употреблять алкоголь и наркотики? Скажут ли они просто, что это запрещает их религия, или смогут объяснить свои убеждения? (1 Пет. 3:15) » (НЦС, июль 2011 г., стр. 2).

  Используя данный отрывок, критики пытаются предъявить претензию в том, что раз в статье ВО упоминается наряду с язычеством и наркотиками, то это означает, что свидетели Иеговы расценивают его равносильным указанным грехам. Однако, такое обвинение несостоятельно уже хотя бы потому, что в том же отрывке упомянуты также свидания и алкоголь. Но ни то, ни другое, как известно, не считается свидетелями Иеговы в качестве чего-то недопустимого для христиан. Молодые люди, намеревающиеся вступить друг с другом в брак, естественно, могут встречаться на свиданиях (Песнь песней 3:2). Также не стоит вопрос и относительно умеренного употребления алкоголя (1 Тим. 5:23). При рассудительном отношении данные вопросы не являются чем-то предосудительным. Соответственно, получение ВО аналогичным образом не ставится в упрек христианину, если он так же старается сохранять на него рассудительный взгляд.

  В указанной же статье речь идет о той ситуации, когда на подростков-христиан оказывается давление со стороны взрослых или сверстников с целью заставить их делать то, что Библия считает неправильным (патриотические церемонии, языческие праздники, наркотики), и то, что им делать еще преждевременно (свидания, алкоголь). Относительно ВО ребенку также необходимо сохранять здравомыслие, а не идти на поводу у мнения других людей, так как данный шаг является достаточно серьезным решением, который отражается и на всей последующей жизни (Рим. 12:2). Как отмечается в журнале «Сторожевая башня», «учителя, консультанты и школьные товарищи оказывают на старшеклассников сильное давление, побуждая их поступить в престижные вузы и получить желанный диплом, который, как ожидается, откроет им двери к высокооплачиваемой работе» («Сторожевая башня», 1 октября 2005 г., стр. 27). Получение высшего образования является личным делом христианина, но оно таит в себе и некоторые весомые опасности, о которых нельзя забывать.

  В этом и заключается главная причина подобных предостережений относительно ВО, которые можно встретить в некоторых публикациях свидетелей Иеговы, и которые их противники пытаются трактовать в личных целях. Мы можем более подробно рассмотреть почему организация свидетелей Иеговы, оставляя получение ВО на совести христианина, в то же время предупреждает об имеющихся подводных камнях относительно данного решения.



 Подводные камни высшего образования:
преувеличение его значимости



  Зачастую вчерашние школьники идут в институт вовсе не в ожидании получения дополнительных знаний, а просто потому, что «так принято» или «ради родителей», ради самого факта наличия диплома, потому что хочется оттянуть еще на несколько лет необходимость устраиваться на работу, в то время как о них продолжат заботиться родители, или просто чтобы получить отсрочку от армии. Если отбросить эмоции в сторону, то следует признать и то, что сам факт получения ВО никак не гарантирует человеку, что он приобретет хорошую высокооплачиваемую работу и сделает себе блестящую карьеру. Возможно, годы назад такая взаимосвязь еще и была более-менее реальна. Но сегодня мир вступил в совершенно новые реалии, и экономическое положение претерпело сильные изменения. Одной из таких реалий служит факт критического перенасыщения числа выпускников ВУЗов, претендующих на приобретение работы со статусом, на их взгляд, соответствующим их дипломам. Когда ВУЗы штампуют бесчисленные тысячи «специалистов», которым еще при поступлении обещаются «перспективное будущее», само собой разумеется, реальный рынок не может предоставить им соответствующие их специальностям места. Впрочем, сами ВУЗы данный факт волнует меньше всего, ведь их приоритеты определены возможностью получать со студентов значительные финансовые суммы за факт их обучения (не говоря уже о чудовищном уровне коррупции в российских ВУЗах, где, по оценкам ООН, общий объем взяток превысил в 2007 году полмиллиарда долларов). Не секрет, что на сегодняшний день предложение высшего образования является хорошо поставленным бизнесом. Не удивительно, что число ВУЗов так возросло, а сами они активно рекламируют свои заведения, борясь за число поступающих студентов.

  Журнал «Esquire» пишет, что «основатель «PayPal» и один из самых дальновидных инвесторов современности Питер Тиль советует выпускникам школ десять раз подумать, прежде чем поступать в университет». В статье приводятся слова специалиста:
«Я считаю высшее образование мыльным пузырем, причем пузырем классическим. Мы можем назвать некое явление пузырем, если значение его переоценено, и при этом все в него верят... Значение высшего образования сегодня переоценивают неимоверно. Если попробовать объективно рассчитать его ценность, то станет ясно: люди за него сильно переплачивают. В то же время все очень искренне в него верят. По причинам психосоциального характера люди готовы влезть в огромные долги только для того, чтобы поступить в университет, потому что все так делают. [] Финансовую индустрию сильно критиковали за то, что она навязывала ипотечные кредиты не разбирающимся в них потребителям. Но многие из тех же аргументов выглядят даже более сильными, если использовать их против администрации вузов, которые, рекламируя свои услуги, тоже разными способами вводят людей в заблуждение. Как и продавцы недвижимости, университеты предлагают вам «инвестировать в будущее». Но в большинстве случаев высшее образование — пустая трата времени и денег; обычная вечеринка, которая растянулась на четыре года» («Esquire», «Учебная тревога», 22 ноября 2011 г.).

  «Ещё пять лет назад многие образовательные учреждения применяли в своей рекламе слоганы вроде "С нашим дипломом вы будете получать не менее $200 тысяч в год". Студенты в это верили и влезали в огромные долги. Сегодня же выяснилось, что их знания никому не нужны, поэтому следует либо переучиваться, либо соглашаться на гораздо меньший заработок... Юридических и медицинских школ (в США) за последнее десятилетие открылось так много, что новоиспечённым специалистам, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии, некуда податься. В центральных, южных и северных штатах, например, многие доктора и юристы зарабатывают по $40 - $50 в год. И это при задолженности за полученное образование свыше $100 - $150 тысяч...
  Многие выпускники, отучившиеся больше пяти лет, были «кинуты» федеральным правительством и частными компаниями, которые в 2004 – 2006 годах публиковали рейтинги самых востребованных специальностей «будущего» (то есть настоящего). Пять лет назад, например, автомобилестроение считалось чуть ли не самой перспективной отраслью. Финансовым аналитикам и банкирам было обещано безоблачное будущее. Эксперты же в сфере недвижимости (от архитекторов до агентов по продажам) вообще ценились на вес золота. Каждая из вышеперечисленных сфер бизнеса в глазах псевдопрогнозистов расширялась, в ней появлялись новые узкие специализации, перспективные возможности для карьерного роста и гигантских заработков.
  Кризис, к сожалению, вернул студентов-мечтателей к реальности. Так, 24-летний Эрик Росс из штата Иллинойс, получивший специальность бизнес-аналитика в одном из престижнейших университетов штата, жалуется, что работодатели смеются над его дипломом. «Моя специальность отвлечена от реалий бизнеса, - признаёт Росс. – Потенциальные работодатели долго изучают мой диплом, а потом задают один и тот же вопрос: так зачем же ты нам нужен, парень?»
  Пять лет назад “специалисты” в сфере образования породили огромное количество специальностей, без которых сегодня можно легко обойтись. Это всевозможные советчики, аналитики, помощники, стратеги, тактики и т. п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже крупные корпорации неохотно соглашаются выделять этим «гениям» отдельные кабинеты и начислять зарплаты по $200 тысяч в год» («Русский Базар» №38 (805), «Когда учение — тьма...»).

  Для России эта проблема продолжает оставаться весьма актуальной. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ признается: «Эксперты уверены - лишь единицы найдут работу. Слишком много дипломированных "юристов", профессионалов - едва ли не единицы». Так, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, по состоянию на осень 2011 года из более чем миллиона столичных студентов найти работу через центры занятости смогли лишь 60 тысяч учащихся. Как отмечается на портале МГИУ о перспективах трудоустройства выпускников ВУЗов, «в этой группе населения уровень безработицы не уменьшается».

  Затронутая проблема является типичной для многих стран. Как сообщает журнал «Фьючурист», ссылаясь на данные Американской биржи труда, «по меньшей мере треть всех выпускников университетов после четырехлетнего обучения не смогут найти работу по специальности». Причем, это данные 12-летней давности. На сегодняшний день положение с трудоустройством выпускников ВУЗов оказалось еще более проблематичным. Так, в раннее приведенной статье констатируются следующие реалии:
  «Сегодня подавляющее большинство профессионалов с дипломами, лицензиями и сертификатами не сможет найти работу и получать достойные деньги. Это факт... Безработица среди выпускников образовательных учреждений в некоторых населённых пунктах Соединённых Штатов достигает 50% - 55%. Согласно данным исследовательской группы Twentysomething, восемь из десяти 22-25-летних выпускников возвращаются домой к мамам и папам после окончания учёбы в других штатах. Они не смогут начать независимый образ жизни, потому что не могут устроиться по специальности. Сегодня они никому не нужны» («Русский Базар» №38 (805), «Когда учение — тьма...»).

  «Мы попытались произвести расчеты, и по нашим оценкам, от 70% до 80% американских университетов не генерируют положительного эффекта от инвестиций в образование. Даже по отношению к лучшим университетам, где такой эффект в определенной степени наблюдается, уместен вопрос: «Насколько успешными были бы их студенты, если бы не получили высшего образования вообще?» ...В высшем образовании довольно много странностей. И великая рецессия, которая началась в 2008 году и продолжается до сих пор, только обнажает эти странности. Когда родители вкладывают огромные деньги в образование своих детей и обнаруживают, что те возвращаются из университетов, чтобы снова жить вместе с ними, это, скажем так, не совсем то, на что родители рассчитывали» («Esquire», «Учебная тревога», 22 ноября 2011 г.).

  Аналогичная ситуация подчеркивается и филиппинской газетой «Manila Bulletin»:
«Каждый год наши колледжи и университеты выпускают миллионы специалистов, которые в итоге оказываются безработными. Дело в том, что полученное ими образование является сегодня невостребованным на рынке труда». Согласно сообщению, многие из бывших выпускников работают конторскими служащими или устраиваются в рестораны быстрого питания. Правительство побуждает молодежь после окончания школы пройти краткосрочные курсы, позволяющие овладеть определенными практическими навыками или какой-то технической специальностью. Благодаря этому у молодых людей появляется больше шансов найти работу.

  Как сообщается в одном из украинских СМИ, «многие молодые люди, получив желанный диплом престижного вуза и популярную специальность, полагают, что весь мир теперь у них в кармане. Выпускники часто страдают неоправданными амбициями и завышенными зарплатными ожиданиями... Работодатели говорят, что новоиспеченные выпускники могут рассчитывать на минимальную материальную компенсацию за свой труд. И рекомендуют не ждать «супер условий», а соглашаться на имеющиеся предложения... "Завышенные требования, - говорят психологи,- навеяны молодым украинцам Западом". Красивая жизнь, дорогие машины, казино. Молодежи кажется, что это дается даром. Но в условиях нынешнего кризиса найти хорошую, высокооплачиваемую работу очень сложно».



  Другая проблема, связанная с выбором высшего образования, определяется крайне шатким положением имеющих работу ввиду ухудшающегося мирового экономического состояния. Еще несколько лет назад такое утверждение звучало бы неправдоподобно. Но недавний экономический кризис, потрясший практически весь мир, вызвал отрезвление и шок у миллионов людей. Множество сотрудников потеряло либо саму работу, либо выгодные условия, на которых они некогда работали. Примечательно, что в первую очередь увольнению подверглись именно офисные работники, так называемые «белые воротнички», те, кто традиционно для своей должности обладал дипломом ВУЗа. И это не удивительно. Сами работодатели признаются, что в случае необходимости сокращению подвергаются в первую очередь менеджеры и обслуживающий персонал, работники среднего звена, что наполняют офисные помещения, а их служебные обязанности приходится совмещать тем, кто остался. Как показывает реальная практика, более защищен в плане сохранения работы именно тот контингент работников, что занимается непосредственно производством продукции — т.н. «синие воротнички». Это и не удивительно, ведь любая компания существует непосредственно благодаря производству или предоставлению востребованных в среде потребителей услуг. И эта практика аналогична как для западных стран, так и для России.

  Если говорить откровенно, то каков шанс у вчерашнего студента, что после окончания ВУЗа он сразу же получит возможность работы в какой-либо серьезной компании, да еще и на серьезной должности? Шанс мизерный! Если, конечно, ты не «эйнштейн» или у тебя папа не друг генерального директора супер-компании. Наивно полагать, что высокооплачиваемые вакантные места остаются пустыми в ожидании студента без опыта и идей «ноу-хау». Именно поэтому выпускники с дипломами зачастую занимают места мелких служащих в офисах за компьютерными столами или на ресепшен. Работодатель не доверит им серьезные и ответственные должности с соответствующей серьезной зарплатой.

  Кроме того, некоторые студенты весьма необоснованным образом думают, что показанный ими диплом автоматически произведет потрясающее впечатление на работодателя, и тот с готовностью предложит им солидную должность и высокую заработную плату. Не стоит считать бизнесмена глупее вчерашнего студента. Работодатель как никто другой знает, насколько сегодня полон рынок претендующих на рабочее место и, соответственно, широк выбор потенциальных работников. Он прекрасно понимает, что у вчерашнего студента нет необходимого опыта в той работе, на которую тот претендует. Как следствие, у выпускника нет ни соответствующего резюме, ни рекомендаций с прежнего места работы, ни положительных откликов относительно своих профессиональных достижений. Вот почему работодатель не будет брать первого встречного выпускника на серьезную должность, но, как правило, отдаст предпочтение человеку с уже имеющимся опытом. Не многие студенты хотят признать известный факт: студент и высокая зарплата — далеко ни одно и то же.

  «"Руководители крупных компаний меньше всего хотят связываться с выпускниками, - признаёт Бернард Кларк, глава отдела по трудоустройству в крупной финансовой компании. – Бизнесмены, обеспокоенные низкими прибылями, хотят видеть рядом с собой опытных специалистов. В период экономического краха диплом не имеет совершенно никакой ценности. Это всего лишь красивая бумага"...
  Так, 25-летний Джек Коул из Вирджинии, получивший блестящее техническое образование, сидит без работы уже третий год. Он чуть ли не ежедневно отправляет резюме в разные компании, однако никто с ним даже не созванивается. "Чем больше я остаюсь без работы, тем меньше шансов на неё устроиться, - жалуется Коул. – Когда работодатели видят, что у меня вообще нет опыта, они выбрасывают мое резюме в мусорное ведро".
Здесь стоит отметить один интересный факт, который часто упоминают в своих исследованиях бизнес-психологи. Если с момента получения диплома человек не устроился на работу в последующие 12 месяцев, то его шансы на трудоустройство снижаются в 5 раз. За это время, считают психологи, дипломированный специалист полностью теряет «профессиональную хватку». Работодатели, естественно, об этом знают. Следовательно, такие, как Джек Коул, обречены» («Русский Базар» №38 (805), «Когда учение — тьма...»).


  В то же время многие работодатели намного большую оценку дают не столько наличию диплома, сколько положительным личным качествам соискателя на рабочее место. Если человек честен, серьезен, активен, обладает жизненными принципами и целями, готов к обучению и совершенствованию профессиональных навыков, то эти качества зачастую играют более решающую роль нежели формальная корочка ВУЗа. Не менее важным оказывается и положительная рекомендация с прежнего места работы человека, причем, вовсе не обязательно, что имевшаяся должность подразумевала бы наличие ВО. Например, если молодой человек проработал некоторое время простым рекламным агентом или торговым представителем и при этом заслужил хорошую репутацию начальства, то эти навыки и рекомендации могут вызвать у работодателя намного большее доверие к человеку, чем диплом бывшего студента, не имеющего никакого реального опыта общения с клиентами, заключения с ними деловых контрактов и эффективного продвижения продукции или услуг компании. Хорошо известно, что основы профессионализма закладываются не формальным аттестатом, а собственным ответственным отношением к порученной тебе работе.

  «Учеба в Гарварде или в университете Дьюка не гарантирует автоматически лучшей работы и высокой зарплаты... Компании мало что знают о юных претендентах. Блестящий диплом (диплом „Лиги плюща“) может, конечно же, впечатлить. Однако самое главное для работодателей — это навыки и способности» (журнал «Ньюсуик» от 1 ноября 1999 года).

  «Хотя сегодня от работников требуется более высокая квалификация, чем раньше... основными требованиями для принятия на работу служит отнюдь не университетское образование, а навыки, полученные в средней школе: умение читать, знание математики и орфографии на уровне девятого класса... Молодежи не обязательно идти в университет, чтобы получить хорошую работу, для этого требуется просто хорошие знания средней школы» (журнал «Американское образование», весна 2004 года).



  Разумеется, существуют профессиональные направления, в которых без обязательного ВО никак не обойтись. Например, медицинское, педагогическое, строительное, инженерное, широкий круг научных направлений... Однако, и здесь существуют указанные выше проблемы с трудоустройством или достойной оплатой труда. Кроме того, для многих ВУЗов характерна особенность, на которую в последствии жалуются и сами студенты. Это оторванность и устаревший уровень полученных знаний от реальных требований на рабочем месте.

  «Обучение в большинстве вузов сильно оторвано от реального мира — от того, с чем студентам придется столкнуться на рабочем месте» - сообщает журнал «Тайм» (от 24 января 2005 года).

  Вот почему вчерашние студенты то и дело признаются, что на новом месте работы им порой приходится слышать: «забудьте, чему вас учили в институте, и начинайте учиться заново». Но когда за твоей спиной четыре или пять лет, проведенных в ВУЗе, услышанное вселяет некоторое недоумение и вопросы об истинном уровне полученного тобой образования.

  В статье, размещенной на портале МГИУ, отмечается, что большое количество российских ВУЗов, предлагающих ВО, никак «не способствует активному повышению качества образования в нашей стране... Часто наблюдается и необходимость, после получения диплома о высшем образовании переучиваться. Спрашивается какой прок от большого количества людей с высшим образованием, если они не могут без дополнительного обучения приступить к работе в качестве специалиста» («Количество людей с высшим образованием»).

  Одной из причин столь неприятной ситуации является сомнительный статус немалого числа ВУЗов, а также профессиональный уровень самих преподавателей. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ сообщалось, что правительство России стоит перед назревшим вопросом повышения требования к аккредитации многочисленных ВУЗов страны и, соответственно, лишения лицензий сомнительных учебных заведений. Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ, в этой связи на примере юридического ВО заметил:
«Юридические факультеты открываются почти везде. И в маленьких частных, и в технических вузах, у которых нет квалифицированных преподавателей, достаточного количества учебных помещений, библиотеки. По существу - это не образование, а способ зарабатывания денег... В прошлом году каждый второй выпускник юридического вуза оказался невостребованным. Это свидетельствует о снижении качества юридического образования в стране».

  Андрей Фурсенко, бывший министр образования и науки РФ, обратил внимание на ту же проблему: «Лицензионные требования будут ужесточаться, чтобы давать соответствующие дипломы могли давать только те вузы, в которых обеспечено достаточное качество образования».

  Социолог Любовь Борусяк, оценивая всеобщее положение с уровнем образования в России, расценивает как "неизбежную реакцию" «появление большого числа вузов, не то что бы совсем ничему не учащих, но учащих без фанатизма – чему-нибудь и как-нибудь. Это не вузы в традиционном понимании, а скорее продолжение школы – немножко научиться грамотно писать, немножко более прилично вести, да и кое-что послушать по выбранной специальности. Если все вузы действительно будут требовать от студентов серьезных знаний, то никакого всеобщего высшего образования, конечно, не будет. А молодежь массово стремится его получить, только, в значительной степени, не образование, а диплом. На это система и нацелена – дипломы штампуется, как на конвейере. К «драйву» и «новым интеллектуальным позициям» это никакого отношения не имеет. Зато вызывает новые социальные проблемы – эти «интеллектуалы-недоучки» претендуют на соответствующие новому статусу позиции и доходы, а ни знаний, ни умений для этого не хватает. Не создаем ли мы новую популяцию – людей с дипломами, но без знаний; с высокими запросами, но без возможности их реализации? Не станет ли общество всеобщего высшего образования обществом несбывшихся надежд? Обществом обмана при получении этого образования оно уже стало» («ЭХО Москвы», «Всеобщее высшее образование: общество обмана и несбывшихся надежд?»).

  На упомянутом выше официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ затрагивается и другая проблема современных ВУЗов — коррупция среди преподавательского состава. «Всего за последние два года приговорами суда закончились 164 "университетских" дела. В Министерстве образования вынуждены признать: есть честные учителя и принципиальные студенты, но вузов, где взятки не берут, в России, пожалуй, нет» («Почему бесплатные вузы обходятся студентам и родителям так дорого?»).


  Означает ли все вышесказанное, что молодым людям после окончания ими средней школы нет никакой необходимости продолжать свое обучение? И как быть с актуальной в наше время потребностью получения востребованной профессии, дающей возможность молодому человеку в достаточной мере заботиться о себе и своих ближних? (1 Тим. 5:8). Разумеется, что приобретение необходимой профессии является нужным и правильным делом, и молодой человек, решивший получить соответствующее образование, поступает разумно. Однако, для этого не обязательно тратить четыре или пять лет, а также значительные денежные суммы, чтобы приобрести диплом с профессией, по которой он вовсе не будет работать. Существуют другие, гораздо более реальные и разумные возможности для решения этого вопроса. Сегодня при ВУЗах можно пройти краткосрочные курсы, не требующие значительной финансовой оплаты и времени на их окончание.

  «Сокрушительный удар по выпускникам-должникам нанесли открывшиеся в 2008 – 2011 годах частные школы и онлайн-курсы. Быстро уловив направление экономики в период кризиса, они предложили своим студентам более быстрые, более дешёвые и более эффективные учебные курсы... В интернете, например, гуляет масса невымышленных историй о том, как студенты с дипломом об окончании онлайн-курсов оставляют далеко позади выпускников Брауновского или Колумбийского университетов» («Русский Базар» №38 (805), «Когда учение — тьма...»).


  В настоящее время все более актуальными и востребованными становятся профессии, не подразумевающие наличия ВО. В газете «Ю-ЭС-Эй тудей» говорится, что «в ближайшие десятилетия 70 процентам работников понадобится, скорее, не университетский диплом, а аттестат о среднем профессионально-техническом образовании». Подобные учебные заведения предоставляют краткосрочное обучение по делопроизводству, ремонту автомобилей и компьютеров, слесарному и парикмахерскому делу, а также многим другим направлениям.

  «Профессиональные училища... становятся все более популярными. Количество учащихся в них возросло на 48 процентов с 1996 по 2000 год... Тем временем дорогостоящие дипломы, на приобретение которых тратится столько времени, еще никогда так сильно не обесценивались» (журнал «Тайм» от 24 января 2005 года).

  «Промышленной сфере и сфере обслуживания в Финляндии требуются квалифицированные работники со средним профессиональным образованием по таким специальностям, как плотник, сантехник, сварщик, каменщик, механик, слесарь и сиделка. Почему? Как объясняется в газете «Хельсингин саномат», в последнее время основной упор делается на высшее образование. «Это настоящее безумие — ориентировать целое поколение на карьеру врача, магистра искусств и ученого,— говорит Хейкки Роппонен из Федерации финской торговли.— Профессионально-техническое образование заслуживает большего уважения"» («Пробудитесь!», июль 2006 г., стр. 29).

  «Сегодня на рынке труда [Украины] большим спросом пользуются не офисные работники, а специалисты технических и рабочих специальностей: инженеры, электрики, слесари. Однако в любом случае человек должен быть профессионалом» (Украинский студенческий сайт о высшем образовании и студенческой жизни).


  Слова о том, что среднее профессиональное образование якобы не даст возможности для достаточного или даже высокого жизненно-бытового уровня обеспечения человека, свидетельствуют о полном не владении данным вопросом. В современном обществе всегда высок спрос на услуги профессионалов широкого круга подобных направлений. Причем, как показывает реальная практика, спрос и цены на такие работы не снижаются даже в условиях экономического кризиса. Людям всегда актуально как можно скорее решить проблемы с электричеством, сантехникой, ремонтом дома, автомобиля или бытовой техники. Причем, список соответствующих запросов весьма высок. Не удивительно, что множество потерявших работу в кризис «белых воротничков» переквалифицировалось именно на средне-профессиональное направление. Подобные профессии намного более востребованы как в действующих компаниях, так и на рынке частных услуг. И многие из тех потерявших в кризис престижную работу, кто сделал соответствующие изменения в своей жизни, смогли не только обеспечить себя и свои семьи материально, но и, став профессионалом в новоприобретенной профессии, начать новую успешную карьеру в соответствующих компаниях.

  Более того, очень многие из тех, кто приобрел профессионализм в каком-либо направлении, или даже сразу в нескольких, смогли перейти на следующий уровень и организовать собственные фирмы, набрав дополнительных работников или же открыв семейный бизнес. Возможностей для выбора интересующего тебя направления сегодня достаточно много: от строительного — до обслуживающего, от представительства — до обучения. Пройдя краткосрочные курсы, молодые люди или вчерашние безработные открывают собственные бюро бытовых услуг, мастерские, дилерские представительства, косметические салоны с дополнительными обучающими курсами, и так далее. Работая на себя, а не «на кого-то», ты имеешь возможность чувствовать себя более защищенно и независимо, не опасаясь при этом ни кризисных ударов, ни увольнения. Ты хозяин и себе, и своему времени. И, самое главное, ты знаешь, что обладаешь профессией, которая зависит не от начальника в чужом офисе, а от собственных головы и рук. Профессией, которой ты можешь заниматься хоть устроившись в другую компанию, хоть работая на базе собственного дома. В отличие от профессии с ВО, на которую нужно потратить несколько лет и немалые финансовые средства, и по которой относительно успешно устраиваются лишь немногие, средне-профессиональное образование обходится намного быстрее и менее затратно, а вероятность использовать такую профессию успешным для себя образом в разы выше.

  Перечисленные выше обстоятельства являются одной из основных причин, по которым организация свидетелей Иеговы рекомендует христианам принимать разумное решение в вопросе выбора образования и профессии. Высшее образование, несмотря на его популяризацию, слишком часто не оправдывает возлагаемых на него ожиданий, а также потраченных на его приобретение лет и финансовых средств. Кроме того, для многих молодых людей решение поступить в какой-нибудь ВУЗ, как ни странно, обусловлено банальным нежеланием серьезно задуматься о целях в своей жизни. Эту особенность подчеркнул и упомянутый ранее специалист Питер Тиль:

  «Я не хочу давать советов. Но я бы сказал, что людям, которые уже окончили школу и теперь поступают в университет либо только собираются это сделать, было бы чрезвычайно полезно задуматься, в чем именно состоит телеология образования — в чем его цель и куда оно ведет... Парадоксально, но образование сегодня стало способом избежать размышлений о собственном будущем: вместо того чтобы действительно думать и принимать решения, ты просто идешь в вуз и откладываешь эти мысли на потом» («Esquire», «Учебная тревога», 22 ноября 2011 г.).


  В то же время в публикациях организации свидетелей Иеговы довольно часто советуется приобретать надежную и востребованную профессию, помогающую обеспечивать себя и свою семью, благодаря средне-профессиональным учебным заведениям.

  «Высшее образование не гарантирует хорошей работы. Поэтому, пройдя обучение на производстве, в профессионально-технических училищах или краткосрочных курсах при институтах, что отнимает немного времени и сил, многие приобретают ту профессию, которая пользуется спросом» (НЦС, апрель 1999 г. «Как мне распорядиться своей жизнью?»
Показательно, что апостол Павел имел образование, которое в наше время приравнивалось бы к университетскому. Однако в еврейском обществе считалось почетным, чтобы молодые люди обучались какому-нибудь ремеслу, даже если в будущем они планировали получить высшее образование. Очевидно, в юности Павел учился делать палатки. Именно эта полученная в свое время профессия помогала ему обеспечивать себя, служа в качестве благовестника. Как показывает практика жизни, а также свидетельства специалистов, такой подход к выбору профессионального образования является мудрым и реалистичным.      


Подводные камни высшего образования:
скрытые опасности для христианина


  Следующая причина советов быть рассудительным в деле выбора ВО раскрывается с помощью следующих цитат из публикаций свидетелей Иеговы:

  «А что можно сказать о высшем образовании? Считается, что без него не добиться успеха. Однако многие, кто получает высшее образование, заражаются опасными взглядами и идеями. На такое образование уходят бесценные молодые годы, которые лучше всего было бы посвятить служению Иегове (Эккл. 12:1). Неудивительно, что в тех странах, где многие имеют высшее образование, все больше людей утрачивают веру в Бога. Однако христиане не считают престижное образование залогом стабильности и уверенности в будущем, но полагаются на Иегову (Прит. 3:5)» («Сторожевая башня», 15 апреля 2008 г., стр. 4).
«А каковы возможные недостатки? Например, наличие в программе учений, которые могут подорвать веру в Бога и Библию. Павел советовал христианам остерегаться «идей, которые связаны с так называемым “знанием“» и «пустого обмана, исходящего от учений, принадлежащих миру» (1 Тимофею 6:20, 21, СоП; Колоссянам 2:8, СоП). Несомненно, некоторые виды образования могут повредить вере христианина. Тот, кто подумывает о дополнительном образовании, должен учитывать это» («Пробудитесь!», 8 марта 1998 г., стр. 20,21).

  «Несколько лет назад одному молодому христианину, живущему в большом городе на Дальнем Востоке, предоставилась возможность поехать за границу для продолжения своего обучения. Хотя он уже имел хорошее мирское образование и хорошо оплачиваемую работу, он считал, что этого было недостаточно, и хотел улучшить свое положение в жизни. Сохристиане пытались обсудить вместе с ним этот вопрос в согласии с только что рассмотренными нами библейскими пунктами, но он был непреклонен и продолжал осуществлять свои планы. Хотя сначала он и старался держаться своей веры, но постепенно он потерял свою признательность за библейскую истину, и у него начали появляться сомнения. Спустя примерно год он полностью потерял свою веру и утверждал, что является агностиком. Верно, что приобретение более высокого положения через высшее мирское образование принесло ему какое-то удовлетворение. Но за свою временную славу ему пришлось заплатить такую высокую цену – кораблекрушение в вере и опасность потерять вечную жизнь! (1 Тимофею 1:19)» («Сторожевая башня», 15 августа 1992 г., стр. 28,29).

  Согласитесь, приведенные предостережения никак нельзя назвать надуманными. Программы ВУЗов намного более школьных нацелены на привитие студенту философских и даже атеистических воззрений. Система институтского преподавания менее всего имеет целью отстаивание христианских принципов, заложенных Иисусом. Слишком уж контрастно выглядят учения Христа и философско-секулярные воззрения, звучащие с преподавательских кафедр. И если бы это было не так, то не имелись бы случаи остывания христиан в своей вере или даже полного ее крушения.

  Примечательно, что соответствующая тенденция наблюдалась еще в дореволюционные времена. Федор Достоевский называл атеизм «болезнью высшего образования». Согласно уголовной статистике в России конца 1890-х, среди «преступников против веры» процент людей с высшим образованием была в два раза выше, чем среди осужденных за обычные преступления (Религиозные преступления в России // Вестник права. – 1899. – no 4). Чем это могло объясняться? Тем, что человеческое общество к концу XIX века испытывало глубокую корректировку взглядов под влиянием новомодных философов, в чьих рассуждениях вера в Бога уступала место гуманизму. Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Фридрих Ницше и другие мыслители в своих рассуждениях опирались не на Библию, а на философию, психологию и социологию. Сегодня философские идеи все так же формируют у студентов независимый от Бога взгляд на себя и окружающий мир. Все это, разумеется, может представлять собой серьезную опасность для духовного состояния христианина.

  В то же время Библия предупреждает «не следовать искусно вымышленным басням», «чтобы ваша вера основывалась не на мудрости людей, а на силе Бога» (2 Пет. 1:16; 1 Кор. 2:5).

  «Об этом мы и говорим,— не словами, которым учит человеческая мудрость, но словами, которым учит дух,— сочетая духовные вопросы с духовными словами» (1 Кор. 2:13).

  «Чтобы мы уже не были младенцами, которых бросает, словно волнами, и носит всяким ветром учения посредством человеческой хитрости, посредством лукавства в умышленном обмане... Пусть никто не обманет вас пустыми словами, потому что за всё сказанное выше на сыновей непокорности грядёт гнев Бога» (Эф. 4:14,5:6).

  «Говорю это, чтобы никто не обманул вас убедительными доводами.... Смотрите, как бы не нашёлся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу» (Кол. 2:4,8).

  «Не позволяйте разным и чуждым учениям увести вас в сторону. Для сердца лучше укрепляться незаслуженной добротой, а не пищей, которая не принесёт пользы тем, кто ею увлечён» (Евр. 13:9).

  Может ли христианская организация оставлять без внимания как упомянутые реальные опасности для веры, так и известные предупреждения Библии на этот счет? Безусловно, нет. Поэтому в публикациях свидетелей Иеговы время от времени приводятся соответствующие мысли с целью помочь христианам в вопросе ВО оставаться рассудительными и духовно здравыми. Христианам следует видеть не только определенные преимущества, но и скрытые опасности ВО. Такая позиция является по-настоящему разумной.

  Однако, выбравшим учебу в ВУЗе христианам пришлось бы столкнуться не только с вопросом влияния на свои умы светской философии.

  «Немалую роль также играет окружение. В студенческой среде распространены употребление наркотиков, пьянство, безнравственность, обман, издевательства и многое другое. Взять, к примеру, неумеренное потребление алкоголя. О попойках, которые устраиваются с единственной целью напиться допьяна, в журнале «Нью сайентист» говорится: «Около 44 процентов [студентов американских университетов] устраивают попойки по меньшей мере раз в две недели». Подобная проблема наблюдается и в таких странах, как Австралия, Великобритания, Россия и многих других. Кроме того, в студенческой среде распространена свободная сексуальная жизнь. Согласно журналу «Ньюсуик», выражение «подцепить кого-то» на языке студентов означает «однократное любовное свидание, в которое может включаться все что угодно: от поцелуев до половых сношений со случайным знакомым, с которым в будущем не планируется даже общаться». Как показывают исследования, такое поведение считается нормой у 60—80 процентов студентов. «Если вы обычный студент, вы так и живете»,— говорит один исследователь (1 Коринфянам 5:11; 6:9, 10).
  Помимо плохого влияния, существует еще одна опасность — большая нагрузка и экзаменационный стресс. Студентам приходится много учиться и готовиться к экзаменам. Некоторые помимо учебы вынуждены работать по меньшей мере неполный рабочий день. Все это отнимает много времени и сил. Что же тогда остается на духовные занятия? Чем придется пожертвовать, когда нагрузка увеличится? Удастся ли поставить интересы Царства на первое место или они отойдут на задний план? (Матфея 6:33). Библия побуждает христиан: «Внимательно следите за тем, чтобы вы поступали не как люди немудрые, но как мудрые, выкупая для себя подходящее время, потому что дни злы» (Эфесянам 5:15, 16). Как печально, что некоторые отпали от веры из-за того, что отдавали учебе все свое время и силы или вовлекались в недостойное поведение!
  Конечно, безнравственность, недостойное поведение и загруженность существуют не только в высших учебных заведениях. Многие молодые сегодня считают все это частью обычной студенческой жизни. Однако стоит ли родителям-христианам сознательно подвергать своих детей воздействию такой среды по меньшей мере на четыре года? (Притчи 22:3; 2 Тимофею 2:22). Неужели блага, которые даст ребенку высшее образование, оправдывают подобный риск? И главное, поможет ли такое образование удостоверяться в том, что самое важное в жизни? (Филиппийцам 1:10; 1 Фессалоникийцам 5:21). Родителям необходимо серьезно и молитвенно обдумать эти вопросы, а также учесть все опасности, связанные с учебой в другом городе или стране» («Сторожевая башня», 1 октября 2005 г., «Родители, каким вы желаете видеть будущее своих детей?»). 

  Действительно, к большому сожалению нередки случаи, когда уехавшие в другой город юные христиане, оторванные от родительского надзора и благотворного общения с христианским собранием, в конечном счете капитулировали перед влиянием мирских сверстников и перенимали их образ жизни и мышления. Эту проблему никак нельзя назвать надуманной. Ввиду этого кажется вполне обоснованными предостережения, предоставляемые в публикациях свидетелей Иеговы, где христиане призываются семь раз подумать, прежде чем решиться на соответствующий шаг.


  Еще одной проблемой, связанной с получением ВО, является финансовая сторона вопроса.

  «В большинстве стран высшее образование требует немалых денег, и его стоимость неуклонно растет. В газете «Нью-Йорк таймс» говорится: «Раньше считалось, что высшее образование открывает возможности. Сегодня же оно стало пропастью, которая отделяет имущих от неимущих». Другими словами, качественное высшее образование становится привилегией богатых и влиятельных людей, которые отдают своих детей в престижные университеты, желая обеспечить им достойное будущее. Стоит ли родителям-христианам стремиться к таким целям? (Филиппийцам 3:7, 8; Иакова 4:4). [] Некоторые родители тяжело трудятся и копят деньги, чтобы в будущем дать возможность своим детям учиться в высших учебных заведениях. Другие ради этой цели даже готовы залезть в долги. Однако последствия подобных решений измеряются не только в рублях и долларах» («Сторожевая башня», 1 октября 2005 г., «Родители, каким вы желаете видеть будущее своих детей?»).

  Перспектива оказаться в финансовой кабале ради получения ВО, которое, возможно, тебе так и не пригодится, далеко не самая приятная. Тем более, что, согласно правительственным отчетам, лишь четверть всех студентов получает диплом в течение шести лет, в то время как большая часть других выбывают из ВУЗов до окончания своего обучения. Потратить или взять в кредит крупные суммы денег ради ВО, при этом отдав на учебу несколько лет своей жизни, но так и не окончить ВУЗ... Увы, но такая картина сегодня тоже не исключительна.


  Ввиду вышеперечисленного, организация свидетелей Иеговы считает необходимым предупреждать христиан, решивших сделать выбор в пользу ВО, об имеющихся опасностях и обращает их внимание на предостережения, которые имеются на этот счет в Библии. Конечное решение, естественно, остается за самим христианином. Но куда лучше, когда он следует руководству Библии, получая тем самым возможность избежать множества серьезных трудностей в своей жизни (Сравните Луки 14:28-32). 




Подводные камни высшего образования:
внутренние мотивы



  «Стремление получить дополнительное образование таит в себе опасность еще и потому, что, приобретая знания, человек может возгордиться и стать тщеславным (1 Коринфянам 8:1). Многие стремятся получить образование, преследуя честолюбивые цели, и даже искреннее стремление к знаниям может привести к тому, что человек станет высокомерным и гордым. А это не нравится Богу (Притчи 8:13).
  Рассмотрим пример фарисеев. Члены этой известной секты гордились своей эрудицией и так называемой праведностью. Они хорошо разбирались в раввинских традициях и смотрели свысока на простых, менее образованных людей, считая их неграмотными, презренными и даже проклятыми (Иоанна 7:49). К тому же они любили деньги (Луки 16:14). Их пример — доказательство того, что, получая образование из неправильных побуждений, человек может возгордиться или стать сребролюбивым. Поэтому, размышляя о том, какое получать образование и в какой мере, христианину было бы хорошо спросить себя: каковы мои мотивы?» («Пробудитесь!», 8 марта 1998 г., стр. 20,21).

  «Если ты стремишься получить мирское образование сверх того, что требуется по закону, было бы мудро поразмыслить о своей цели. Хочешь ли ты это для того, чтобы достичь видного положения и разбогатеть? (Иеремия 45:5; 1 Тимофею 6:17). Или твоя цель — воспользоваться добавочным образованием, чтобы больше служить Иегове? Лидия, девушка, которая решила получить дополнительное образование, выразила свою сосредоточенность на духовных целях, рассказав: «Стремясь получить высшее образование, иные позволяют развить в себе материалистические наклонности и тем самым упускают из виду Бога. Лично для меня взаимоотношения с Богом — самое важное в жизни». Какая похвальная позиция и какой пример для всех нас!» («Сторожевая башня», 1 декабря 1996 г., стр. 18,19).

  Как видно из приведенных цитат, организация свидетелей Иеговы, не запрещая христианам получать ВО, тем не менее напоминает о необходимости иметь правильные мотивы при его приобретении. Почему это так важно для учеников Иисуса? Потому что современная система побуждает человека к развитию тщеславия и высокомерия, бахвальству перед другими своим положением. Эту особенность подчеркнул украинский психолог Андрей Кузьменко: «У нас искусственно культивируются офисные работники, офисная культура. Рабочие специальности сейчас не в моде, они не актуальны и никому не интересны. Для молодого человека позорно сказать друзьям, что он работает слесарем или дворником. Для него намного респектабельнее и престижнее сказать, что «я работаю в офисе». Надевать костюм, выглядеть шикарно».

  Сегодняшний мир пропагандирует свою систему ценностей, которая, увы, зачастую противоречит системе ценностей Бога. Для людей важнее не то, каким христианином ты являешься, а то, какая у тебя машина, кем ты работаешь, сколько получаешь... Высшее образование тоже используется как показатель социального статуса. Нередко ради этой цели человек стремиться получить не одно, а два и даже более ВО. Однако, если христианин подвержен такому же мышлению и его стремление к получению ВО преследует цель стать более значимым в глазах окружающих людей, то как он может соответствовать наставлению апостола Иоанна?

  «Не любите ни мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви к Отцу, потому что всё, что в мире: желание плоти, желание глаз и хвастовство своим достатком,— не от Отца, а от этого мира. И мир проходит, и его желания, а исполняющий волю Бога будет жить вечно» (1 Ин. 2:1-17).

  В свое время Иисус предостерег: «Смотрите, берегитесь всякого рода жадности, потому что даже при изобилии всего жизнь человека не зависит от того, что он имеет» (Луки 12:15; Мф. 6:19-21).

  Иисус указал на серьезность этой проблемы, когда предложил молодому и знатному человеку отказаться от того, что он имел, ради получения вечной жизни. И хотя тот человек был глубоко верующим, его сердце настолько было поглощено стремлением к высокому положению и достатку, что он оказался не готов к предложению Иисуса. Так же и сегодня христианин может ради достижения высокого статуса отказаться от духовных даров Бога и тем самым выявить неблагодарность по отношению к Нему. О христианах, чей разум оказался поглощен подобной тенденцией, Иаков писал:

  «Вы же гордитесь в своём самонадеянном хвастовстве, а всякая такая гордость — зло» (Иак. 4:16).

  Схожий принцип изложил и апостол Павел, когда указал, что «знание делает надменным» (1 Кор. 8:1).

  Само по себе высшее образование не является грехом. Но стремящийся к его получению христианин должен понимать, что обладание им не должно побуждать его становиться надменным. Мы живем в этом мире как «временные жители» и в первую очередь стремимся к духовным целям (Евр. 11:13). Мы не «ищем для себя великого» (Иер. 45:5). Так же и Иисус предостерегал от того, чтобы искать славы себе (Ин. 7:18). Ввиду этого, достаточно актуальным воспринимается наставление Павла:

  «Богатым в нынешней системе вещей повелевай не быть надменными и надеяться не на изменчивое богатство, а на Бога, который обильно предоставляет нам всё для наслаждения, делать добро, богатеть добрыми делами» (1 Тим. 6:17,18).

  «В мыслях не будьте высокомерны, но руководствуйтесь тем, что скромно" (Рим. 12:16).

  «Пусть никто не обольщает себя: если кто-нибудь среди вас думает, что он мудр в этой системе вещей, пусть станет глупым, чтобы стать мудрым. Потому что мудрость этого мира есть глупость для Бога» (1 Кор. 3:18,19).

  «Ничего не делайте из сварливости или тщеславия, но по смирению ума считайте других выше себя» (Флп. 3:2).

  Если христианин вполне сознает это, а его жизненные приоритеты сосредоточены на духовных вопросах, а не на более престижном социальном статусе, то не возникает никаких вопросов относительно его обучения в ВУЗе.

  «Посоветовавшись с родителями, ты, возможно, решишь, что нужно учиться дальше — сверх того минимума, который требуется по закону. Возможно, это добавочное образование поможет тебе получить работу, которая позволит не только содержать себя, но также иметь время и силы на полноценное участие в деятельности Царства (Матфея 6:33). Некоторые, кто стремится получить добавочное образование, служат полновременно, хотя и продолжают учиться. Возьмем, например, Надю и Марину — двух юных девушек из Москвы, Россия. Обе крестились в апреле 1994 года и начали служить подсобными пионерками. Вскоре после окончания средней школы они поступили на двухгодичные бухгалтерские курсы. В мае 1995 года девушки приступили к общему пионерскому служению, оставаясь у себя на курсах отличницами. Более того, продолжая учиться, они еженедельно проводили на двоих в среднем 14 библейских изучений. Девушки надеются, что бухгалтерское образование поможет им найти подходящую работу, которая позволит содержать себя и служить полновременно» («Сторожевая башня», 1 декабря 1996 г., стр. 18,19).

  Итак, рассмотрев еще одну причину предупреждений организации свидетелей Иеговы относительно стремления к получению ВО, мы можем убедиться в их абсолютной обоснованности. Для христианина нет запрета на ВО, но существует необходимость правильных мотивов, по которым он имеет соответствующее желание. Такой подход к вопросу ВО является разумным и библейски обоснованным.



Потеря теократических преимуществ за обучение в ВУЗе?


  Со стороны критиков можно услышать обвинение в том, что, если христианин в организации свидетелей Иеговы стремится к приобретению ВО, то он никогда не сможет получить в своем собрании служебных назначений, но, наоборот, имеющие такие назначения потеряют их. Насколько правдива такая претензия?

  В данном вопросе мы наблюдаем пример полуправды, искажения действительного положения вещей. Как уже замечалось ранее, в публикациях свидетелей Иеговы нет запрета на обретение христианами ВО. Вот почему многие тысячи свидетелей Иеговы получают его и при этом остаются на хорошем счету в собрании. Другое дело, это мотивы, по которым христианин стремиться обрести ВО. В этом случае на назначенных мужчинах собрания лежит особая ответственность. Если ты исполняешь обязанности служебного помощника или старейшины, то ты должен понимать, что от тебя в особой степени ожидается «показывать во всём пример добрых дел» (Титу 2:7). Библия на этот счет говорит следующее:

  «Надзиратель должен быть безукоризненным, ...здравомыслящим, ...благоразумным, ...не любить деньги, хорошо управлять своими домашними, иметь детей в подчинении со всей серьёзностью» (1 Тим. 3:2-4).

  «Назначить можно того, кто безупречен, муж одной жены, имеет верующих детей, которые не были обвиняемы в распущенности и непокорности. Надзиратель должен быть безупречным как Божий управляющий, не своевольным, ...быть здравомыслящим, праведным, преданным, иметь самообладание, при обучении других твёрдо держаться верного слова, чтобы он мог и увещать при помощи здравого учения, и обличать тех, кто противоречит» (Титу 1:6-9).

  Как видно из данных библейских наставлений, на пригодность христианина к исполнению теократических обязанностей влияет как образ жизни самого христианина, так и его семьи. К этому, разумеется, имеет отношение и столь серьезное решение как выбор обучения в ВУЗе. Причины тому были подробно рассмотрены ранее. Если сам христианин переезжает ради этой цели в другой город, то, само собой, он не сможет продолжать служить в прежнем назначении служебного помощника или старейшины уже потому, что его назначение применяется лишь к своему собранию. Другое дело, если обучение в ВУЗе не требует переезда, и христианин продолжает служить в прежнем собрании. Но здесь поднимаются уже другие вопросы: по какой причине христианин желает получить ВО? Для того, чтобы в должной степени заботиться о нуждах своей семьи, или потому, что ВО повысит его социальный престиж среди людей? Если христианин уже сейчас имеет достойные работу и жилищные условия, то каков истинный мотив его стремления посвятить несколько лет ради получения дополнительного ВО? Рекламирует ли он ВО среди соверующих? Рассчитал ли он свои реальные возможности, чтобы мог и далее как прежде продолжать исполнять обязанности пастыря в собрании? Не окажется ли такое обучение помехой в служении, посещении встреч собрания, сотрудничестве с христианами? Не пострадает ли от его выбора обязанность духовной заботы о собственной семье? Не придется ли ради оплаты обучения в ВУЗе влезть в долги? Все это весьма серьезные вопросы, которые, разумеется, могут иметь прямое отношение к пригодности христианина исполнять теократические обязанности и быть примером для собрания.

  Аналогичные вопросы поднимаются и в тех случаях, когда решение о получении ВО принимает не христианин, а верующие члены его семьи. Согласно вышеперечисленным библейским указаниям из 1 Тимофею и Титу, на соответствие христианина теократическому назначению напрямую влияет духовное состояние членов его семьи. И если муж и отец проявляет безучастие к тому, какой жизненный выбор делают его близкие, то может ли он при этом иметь свободу речи в том, чтобы обучать собрание? Смогут ли соверующие при таких обстоятельствах воспринимать его должным образом как ответственного брата? Маловероятно. Скорее, видя не самый лучший пример с его стороны, собрание может подвергнуться искушению пренебречь библейскими принципами и в этом, и в других жизненных вопросах.

  По сути, к этой ситуации вполне относится предупреждение Иисуса об опасности неумеренного желания богатства «и всего прочего»:

  «Есть и другие, посеянные среди колючих растений. Это те, кто услышал слово, но беспокойства этой системы вещей, обманчивое богатство и желание всего прочего вторгаются к ним и заглушают слово, и оно становится бесплодным» (Мр. 4:18,19).

  Ввиду этих важных обстоятельств, не должно возникать недоумения почему к назначенным братьям предъявляется особое требование. Они должны быть примером во всем. Но если их выбор, в частности, относительно ВО обусловлен не явной жизненной необходимостью, но стремлением к значимости и жадностью, и при этом приводит к пренебрежению уже имеющимися пастырскими обязанностями, то вряд ли можно с чистой душой говорить о соответствии такого христианина своему назначению.



А что говорит Библия?



  Мы рассмотрели основные вопросы, которые могут задать себе христиане, стоящие при выборе получать ли им ВО или среднее профессиональное обучение. Безусловно, данные вопросы являются весьма актуальными, так как реальная практика свидетельствует о том, что первоначальные ожидания «перспективы» более чем часто оканчиваются разочарованием, отсутствием желаемой работы по полученной специальности, внушительными долгами за обучение или даже крушением христианской веры. Все это, к сожалению, является горькой правдой. В наше крайне нестабильное время никто и никогда не может дать студенту гарантии, что тот, потратив целые годы и крупные суммы на обучение, обязательно возместит эти затраты будущей успешной карьерой и отличной зарплатой.

  Ввиду этих обстоятельств, является ли сколько-нибудь странной позиция организации свидетелей Иеговы, предупреждающей христиан о подобных «подводных камнях»? Противники пытаются спекулировать на этой теме, искажая факты и придавая ситуации вид, будто организация вообще не приемлет ВО и осуждает всякого, кто принимает решение о его получении. Однако, как можно было убедиться, реальное положение дел свидетельствует об обратном. Цель организации не запретить, а рассказать о том, что зачастую сопутствует такому обучению. Главная причина тому — желание помочь христианину избежать ловушек, представляющих опасность для его веры, а также миновать серьезные проблемы эмоционального и финансового плана. По сути, организация раскрывает те стороны ВО, которые самим ВУЗам, прямо заинтересованным в расширении студенческого электората, признавать совсем невыгодно.

  И здесь следует задаться вопросом: является ли такая позиция организации свидетелей Иеговы противоречащей точке зрения Библии, и в первую очередь, Христианских Писаний?Может быть, апостолы и ученики Иисуса, вдохновленные Богом к написанию этой части Библии, призывали христиан к приобретению значимого светского образования или хотя бы ставили его наряду с обучением библейской истине? Если так, то в таком случае отношение свидетелей Иеговы к ВО, безусловно, ошибочное и противоречащее мнению Бога. Но если Новый Завет придерживается совершенно обратной точки зрения, то в таком случае претензии можно смело предъявлять к самим критикам!

  Что ж, давайте рассмотрим данный вопрос в свете библейского обучения.

  По сути, уже с самого начала Нового Завета читатель встречает указания на необходимость ставить библейское обучение и служение Богу превыше всего остального. Иисус уделил этому особое внимание в своей знаменитой Нагорной проповеди.

«Итак, продолжайте искать прежде царства и Его праведности, и все остальное приложится вам» (Матфея 6:31—33).

Можно ли обвинить Иисуса в том, что его призыв искать «прежде» интересов Божьего царства, а вовсе не комфорта светской жизни, является угрозой «нормальному социальному статусу» человека? Но подобные обинения почему-то звучат в адрес свидетелей Иеговы, хотя те всего-лишь вторят призыву Иисуса.

  «Всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли ради моего имени, получит во много раз больше и наследует вечную жизнь» (Матфея 19:29).

  «Если кто-нибудь хочет идти за мной, пусть отречётся от себя, возьмёт свой столб мучений и, неся его изо дня в день, постоянно следует за мной» (Лк. 9:23; 14:26,27).

  Опять же, Иисус недвусмысленно ставит приоритеты христианской жизни превыше семейных, бытовых или деловых отношений. Он даже использует такие фразы как «оставить» и «отречься»... Будут ли критики вменять данный призыв Христа ему в вину? Но почему-то когда свидетели Иеговы говорят о том, что сосредоточенность на служении Богу важнее светской карьеры, их тут же начинают обвинять в «ненависти» к ВО. Не странно ли?

  «Впрочем, то, что было для меня приобретением, ради Христа я посчитал потерей. Да, я в самом деле всё считаю потерей ради более ценного знания о Христе Иисусе, моём Господе. Ради него я потерял всё и считаю это сором, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:7,8).
Назовем ли мы «безрассудством» эти слова апостола Павла, который, имея высшее университетское образование своего времени, называет его в числе прочих светских заслуг «потерей» и «сором»? Нет, не назовем. Но когда свидетели Иеговы говорят нечто подобное словам Павла, критики тут же называют их «безрассудными»! Опять пример двойных стандартов?

  В другом боговдохновенном послании Павел писал: «Мудрость этого мира есть глупость для Бога» (1 Кор. 3:19).

  Павел обобщает всю «мудрость мира», называя ее «глупостью для Бога». Если так, то к упомянутой апостолом «мудрости мира», естественно, относится и мудрость того, что в мире называется «высшим образованием». Допускает ли Павел ошибку, говоря такие вещи? «Безусловно, нет» - скажут критики. Но допускают ли ошибку свидетели Иеговы, говорящие то же самое, что и апостол? «Безусловно, да» - скажут те же самые критики. Тогда становится понятным, что проблема не у апостола Павла, и не у свидетелей Иеговы. Проблема у критиков.

  Интересно, что среди первых христиан эпохи апостолов, судя по имеющимся данным, было весьма мало тех, кто мог бы похвастаться наличием особого образования своего времени. Апостол Павел прямо на это указывает, когда пишет:

  «Вы видите, братья, кто вы, призванные: не много было призвано мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных по происхождению, но Бог избрал глупое мира, чтобы посрамить мудрых, и слабое мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и презираемое, несуществующее избрал Бог, чтобы сделать ничем существующее» (1 Кор. 1:26-28).

  С какой целью Павел пишет эти слова? Сокрушаясь над тем, что его соверующие не стремятся к получению ВО своего времени? А может, пытаясь убедить их в необходимости стать более «мудрыми по плоти», более «образованнее»? Однако тут же апостол пишет:
«Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этой системы вещей? Не сделал ли Бог мудрость этого мира глупой? ...П отому что глупое Божье мудрее людей и слабое Божье сильнее людей» (1 Кор. 1:20,25).

  Совершенно очевидно, что Павел ставит христианские приоритеты намного выше той «мудрости», что ценится в окружающем мире. «Мудрость по плоти» и «благородство по происхождению», по словам апостола, зачастую можно было отнести к «хвальбе перед Богом» (1 Кор. 1:29). Итак, возьмутся ли критики обвинять апостола Павла в поощрении к «невежеству и необразованности»? Нет, не возьмутся. Но зато с готовностью станут обвинять в этом свидетелей Иеговы, которые со всей серьезностью обращают свое внимание на рассмотренные выше слова апостола.

  Возьмем еще один пример в лице апостолов Иисуса. О них сказано, что они были «люди без образования, простые» (Деян. 4:13). Означало ли это, что апостолы на самом деле были неграмотными или необразованными? Вовсе нет. Это лишь означало, что они не получили образование в высших школах Иерусалима. Между тем, делает ли это обстоятельство в наших глазах сколь-нибудь ущемленным положение апостолов? Нисколько. Но если свидетель Иеговы скажет, что он предпочел высшему образованию христианское служение, то критики его тут же обвинят, что он «зомбирован» и «не способен мыслить». То есть в очередной раз мы обнаруживаем пример двойных стандартов, практикуемых противниками свидетелей Иеговы.

  Когда Библия повествует о том, что апостолы ради Божьей истины и служения Господу оставляли свои прибыльные дела, становясь проповедниками Божьего Слова, то у критиков это не вызывает претензий (Мф. 4:18—22; 9:9). Но если кто-то из свидетелей Иеговы по примеру апостолов примет аналогичное решение, его тут же обвиняют в «фанатизме».

  Не решаясь открыто обвинять Библию, Христа и апостолов в том, что они ставят духовное образование намного выше светского, критики с готовностью обратят эти обвинения в адрес свидетелей Иеговы, хотя те всего лишь следуют известным библейским указаниям. Впрочем, эта подоплека хорошо известна. Вот почему сами свидетели Иеговы перестали воспринимать подобные обвинения и придирки всерьез. Напоминая о различных актуальных вопросах, связанных с получением ВО, и в то же время ставя библейские истины превыше мирской философии, свидетели Иеговы всего-лишь следуют известным принципам Священного Писания, а вовсе не оглашают какие-либо собственные идеи. Обвиняя христиан в этом, критики тем самым выявляют затаенное личное несогласие с библейскими наставлениями.

  Критики, как последний аргумент, могут использовать мнение, что ВО помогает человеку развиваться умственно, расширять свою эрудицию. С этим никто не спорит. Безусловно, Иегова, как всеведущий Бог, хочет, чтобы его служители были образованными, развитыми людьми (1 Сам. 2:3; Притчи 1:5, 22). Но он также призывает нас «хранить практическую мудрость и мыслительные способности» (Притчи 3:21). Это же относится и к выбору дополнительного образования. Решая, какое образование получить, христианину следует принимать во внимание то, «что более важно» (Флп. 1:9, 10). Современные христиане поступают мудро, если смотрят на образование реалистично, не приписывая ему надуманной значимости и не игнорируя реальных недостатков и издержек, связанных с его приобретением.

  Вместе с тем, реальное положение вещей подсказывает, что, если вопрос действительно стоит о повышении эрудиции и развитии умственных способностей, то для достижения этой задачи многолетнее сидение в вузовских аудиториях является, мягко говоря, не самым эффективным решением. В наше время, когда доступ к информации стал делом практически нескольких секунд, вообще странно слышать, что якобы только через ВУЗ и можно стать более развитым человеком. Платить ради этого немалые деньги, покидать родной дом и отдавать годы своей жизни совсем не лучший путь к достижению знаний. Сегодня есть много примеров, когда человек, занимающийся самообразованием, по уровню эрудиции, профессионализма и обладанием знаний намного превосходит обладателя диплома. Дело, по сути, в самовоспитании и самоорганизованности.

  «Хорошая интересная работа развивает мозги не хуже. Любые интеллектуальные усилия делают это. Умный человек всегда найдет, чему поучится у жизни. Тут, скорее, играет роль желание учиться, а не место учебы. Работаете уже пять лет и все знаете? Есть Википедия, профессиональные форумы, умные книжки и читалки. Самообразование — это интересно и не сложно» («10 мифов современного образования»).

  Так что вышеозвученное утверждение о желании развиваться умственно навряд ли звучит искренно и правдиво. Скорее, это всего лишь очередное желание приписать рассудительным христианам вину «фанатизма» и «невежества», в то время как сами обвинители скорее подходят под эти категории...


  Рассуждая о ценности знаний, христиане помнят непреложную истину, что только «в [Иисусе] сокрыты все сокровища мудрости и знания» (Кол. 2:3). Никакие «традиции человеческие» и «принципы этого мира» и близко не могут сделать человека по-настоящему образованнее, чем обучение от Христа, «потому что именно в нём воплотилась и обитает вся полнота Божьей сущности» (Кол. 2:8,9). Важность и преимущества Божьего обучения ясно осознавал и сам Иисус. Еще с детства поражая раввинских учителей своими знаниями в области Священных Писаний, Иисус, между тем, не искал возможности во что бы то ни стало получить высшее образование своего времени (Лк. 2:40-50). Хотя нет ни малейших сомнений, что при желании он мог бы легко добиться такой цели. Оно не потребовалось ему ни для получения профессии, обеспечивающей его жизнь, ни для осмысленной и насыщенной жизни, ни для доброй репутации в глазах Бога и людей. И речь Иисуса, «поражавшая народ», видевших что «он учил их как человек, имеющий власть, а не как их книжники», строилась вовсе не на мудрости мира, но на Слове Бога (Мф. 7:28,29). Возникает ли у нас впечатление об Иисусе, как о человеке необразованном, неудачнике, которому не достает высших человеческих регалий в области знаний и профессорского статуса? Нет, наоборот, Иисус сказал: «Вы из нижних пределов, я из вышних» (Ин. 8:23). По сути вещей, именно его образование, основанное на Слове Бога, было по-настоящему ВЫСШИМ! В то время как предлагаемое миром образование может претендовать только на низшее...

  В этой связи весьма показательны слова о значимости Божьего Слова, которые высказал ученый и университетский преподаватель начала XX века Уилльям Лайон Фелпс:
  «Всякого, кто глубоко знает Библию, поистине можно назвать образованным. Ничто: ни самая большая эрудиция, ни самое блестящее образование — не смогут... заменить этих знаний. […] Нашими идеями и познаниями, нашей философией, литературой, изобразительным искусством, нашими идеалами мы обязаны Библии больше, чем всем другим книгам вместе взятым... Убежден, что знание Библии без университетского образования ценнее, чем университетское образование без знания Библии».

  Как признался один молодой христианин, «пять лет я изучал право в одном из лучших университетов Испании. Но то, что я узнал, когда начал изучать Библию, намного превосходило знания, полученные мною в университете. Там меня научили заниматься; Библия научила меня жить» («Сторожевая башня», 15 сентября 1994 г., стр. 27).



Заключение


  В данной статье мы подробно рассмотрели тему отношения свидетелей Иеговы к высшему образованию. Несмотря на желание противников придать этому вопросу видимость некоего запрета христианам со стороны организации получать ВО, приведенные факты свидетельствуют об обратном. Реальное положение вещей говорит о том, что сегодня, как и ранее, многие свидетели Иеговы, поступая в ВУЗы, приобретают ВО и остаются при этом на хорошем счету в собрании.

  Вместе с тем организация свидетелей Иеговы, следуя библейским принципам, оглашает и серьезные проблемы, связанные с желанием приобретения ВО. Это никак не говорит о мнимом запрете на ВО, якобы практикуемом в среде свидетелей Иеговы. Точно так же, как предостережения относительно просмотра телевизора, употребления алкоголя или пользованием Интернетом никак не подразумевают некоего запрета на указанные вещи, но поощряют христиан к рассудительному отношению к ним. Как и предупреждает Библия, «Всё для меня законно, но не всё полезно. Всё для меня законно, но ничему не позволю властвовать надо мной» (1 Кор. 6:12). Этого же принципа относительно ВО придерживается и организация свидетелей Иеговы.

  То, насколько обоснованы предостережения относительно стремления к ВО, читатель мог узнать в данной статье. При этом можно было убедиться, что указанные трудности не являются чем-то надуманным, но признаются даже теми, кто не имеет отношения к свидетелям Иеговы. Прежде чем принять такое важное решение, христианин должен осознать некоторые серьезные обстоятельства. Обучение в ВУЗе требует немалых финансовых затрат, ради которых человек может влезть в долги или с головой погрузиться в работу. Это в свою очередь может сказаться на духовном состоянии христианина. Действительно ли такой христианин имет разумные возможности для обучения в ВУЗе и сохранения своего духовного здоровья? Не напоминает ли это слова Иисуса?

  «Если кто-нибудь из вас решит построить башню, то разве он не сядет сначала и не подсчитает все затраты, чтобы посмотреть, хватит ли ему средств, чтобы закончить её? Иначе, когда он положит основание, но не сможет завершить строительство, все наблюдающие станут смеяться над ним и говорить: „Этот человек начал строить, а закончить не смог“» (Лк. 14:28-30).

  Если обучение в ВУЗе требует переезда в другой город, не скажется ли такой отрыв от семьи и соверующих негативно на подростке? Осознают ли он сам и его родители опасность «плохого общения» с мирскими сверстниками, с которыми студенту-христианину придется жить и учиться вместе несколько лет? (1 Кор. 15:33). Предусматривает ли программа обучения в ВУЗе предметы, где учащимся будут преподавать идеи, несовместимые с христианскими взглядами? Готов ли христианин к серьезным нагрузкам в обучении и не окажется ли это помехой для продолжения его христианского служения?

  Кроме того, на самом ли деле христианин, желающий получить ВО, имеет здравый взгляд на роль диплома ВУЗа в своей жизни? Уверен ли он, что годы и силы, потраченные на эту цель, действительно оправдают его ожидания? Понимает ли он, что множество окончивших ВУЗы студентов так и не смогли получить желаемой профессии по специальности и ожидаемой зарплаты? Если главной причиной, по которой христианин стремиться получить ВО, является беспокойство о должном материальном достатке себя и своей семьи, то знает ли он, что получить надежную профессию и иметь достойный заработок он может и с помощью среднего специального образования, которое на сегодняшний день очень востребовано и, к тому же, требует намного меньшего времени обучения и меньших финансовых затрат?

  Не присутствует ли в желании обязательного наличия ВО стремление к высокому социальному статусу и уважению со стороны тех, кто привык судить о людях по их достатку? Не выступает ли в таком случае на первое место человеческое тщеславие и гордость? Если так, то насколько совместимы такие мотивы с христианским смирением и желанием «вести спокойную и тихую жизнь в полной преданности Богу и серьёзности»? (1 Тим. 2:2).

  Все эти и прочие вопросы затрагивались в вышерассмотренной статье. На эти же серьезные вопросы обращается внимание и в публикациях свидетелей Иеговы, когда речь заходит о дополнительном образовании. Как можно убедиться, данные вопросы напрямую касаются христианской жизни и было бы крайне странным, если бы организация свидетелей Иеговы оставляла их без внимания, без заботливого увещания и напоминаний. Получать или нет высшее образование в конечном счете решает сам христианин. Кто-то смог взвесить все «за» и «против» и пришел к выводу о необходимости такого образования. Он смог пройти обучение в ВУЗе, не пожертвовав при этом своим христианским служением и чистой совестью перед Богом. И таких христиан немало. Но есть и печальные примеры обратного, которые лишний раз подтверждают актуальность указанных ранее предостережений. Все это говорит о том, что организация свидетелей Иеговы поступает мудро и рассудительно, не запрещая христианам иметь ВО, но и не забывая напоминать об имеющихся опасностях и серьезных трудностях, связанных с этим выбором.


Документальный фильм "Башня из слоновой кости" (Проблемы высшего образования в США)