пятница, 5 июля 2013 г.

«К сожалению, день рождения…»

Языческие корни 
Библейский взгляд на языческие празднования
Подлинная сущность празднования дней рождения
«День рождения» Иисуса Христа
Отношение израильтян и ранних христиан к дням рождения
Точка зрения Свидетелей Иеговы на языческие праздники





  Для людей, несколько отдалённых от религии, одной из основных ассоциаций, связанной со Свидетелями Иеговы, является известное «они не празднуют дни рождения!». И такое замечание действительно соответствует правде. Свидетели Иеговы никогда не станут принимать участия в празднованиях как своих, так и чужих дней рождения.


  Данный факт нередко вызывает недоумение, а порой и критику, со стороны некоторых людей. Однако было бы крайне поспешным и неразумным кому-то тот час делать заключение, что для этих христиан не существует никаких красок жизни, а всяческое веселье считается чуть ли не грехом. Отнюдь! 


У Свидетелей Иеговы, так же как и у других людей в окружающем нас обществе, есть естественное желание периодически собираться вместе с друзьями и проводить время в весёлом дружеском общении. Они вовсе не имеют цели выглядеть этакими «белыми воронами» в коллективе своих соучеников или коллег по работе. Наоборот, те, кто знаком с ними, часто ценят их за открытость и жизнерадостность. 
Но почему же тогда эти христиане не считают для себя приемлемым участие в праздновании дней рождения? Что же побуждает их совесть уважительно отказываться от подобных мероприятий? Ответом на эти вопросы и послужит предлагаемая статья. 


  Если постараться сказать в двух словах, то причиной такой позиции Свидетелей Иеговы является их настоящее уважение к Божьему Слову – Библии, и желание быть подлинными христианами. Как его искренние служители, эти христиане стараются учитывать точку зрения и чувства Господа в самых различных областях своей жизни. Они поминают, что сам Иегова Бог является «счастливым Богом», одаривающим радостью, как плодом святого духа, своих служителей (1Тим.1:11; Гал.5:22). В Библии есть немало примеров того, как преданные Богу люди устраивали празднования, собираясь вместе и веселясь от души. Можно вспомнить, как Израиль, чудом спасшись от преследовавших их египтян, с радостью стал петь и танцевать, воздавая Иегове славу (Исх.15:1,20,21). Так же и Иисус не считал для себя чем-то зазорным присутствовать на празднованиях и отдыхать на них таким образом (Ин.2:1-11). Подобные примеры помогают христианам иметь здравое отношение к самому факту их присутствия и участия на праздновании как таковом. 

  Но в то же время не трудно понять, что праздник празднику – рознь. Ведь в той же Библии мы встречаем неоднократные примеры того, как Бог осуждал и даже наказывал людей за праздники, которые бесчестили Иегову (Исх.32:1-9,17-29; Чис.25:1-9; 1Кор.10:7). Из этого следует, что истинные христиане должны быть предельно разборчивыми в целях, образе проведения и значениях тех празднований, принять участие в которых им предлагают другие люди. Библейские принципы и указания, а не стремление угодить желанию своей плоти, вот что должно играть ведущую роль в подобных вопросах! 

  Зачастую праздники связаны с очередной годовщиной какого-либо события. Таким событием для кого-то может являться, например, годовщина свадьбы или юбилей продолжительной работы на предприятии. В Библии тоже присутствуют указания, данные Богом израильтянам, отмечать годовщины определённых событий. Например, Иегова дал особое указание праздновать день, когда в Египте ангел Господа прошел мимо домов израильтян, после чего они смогли освободиться от рабства и покинуть эту страну (Исход 12:14). Евреи отмечали эту дату, хотя и не устраивали в данный день торжественных гуляний и не обменивались подарками. В Моисеевом Законе Господь оговаривал целый ряд праздников, которые должны были в точно установленное время отмечать израильтяне (Лев.23:1-8,24-44). Помимо этого библейское повествование упоминает об отмечаемой евреями годовщине второго посвящения иерусалимского храма, что, судя по всему, не осуждалось Иисусом Христом (Ин.10:22,23). Для христиан же остаётся в силе наставление регулярно собираться на годовщину смерти Иисуса Христа (Лк.22:19,20). Подобным образом сегодня многие люди в своей жизни выделяют определённые даты, которые считают важными, и которые, по их мнению, было бы уместно отпраздновать. 


Данные примеры показывают, что отмечать годовщину определённого события может являться вполне естественным действием для человека, который видит необходимость в таком праздновании. В то же время при подобных обстоятельствах христианину следовало бы учесть различные стороны события и принять решение, как к нему относиться. 

  Празднование дня рождения является одним из самых популярных торжеств среди людей разных культур. Суть этого праздника так же состоит в отслеживании и торжественной встрече очередной годовщины. Годовщиной же является вновь наступивший календарный день, в который когда-то родился данный человек. 
Когда-то Исследователи Библии, подобно большинству других людей, принимали участие в подобных празднованиях. В одной из публикаций Свидетелей Иеговы на этот счёт говорится следующее: 
«У многих из них были небольшие книжки, озаглавленные «Ежедневная небесная манна», с библейскими текстами на каждый день, и в эти книжки они вкладывали маленькие фотографии других исследователей Библии рядом с датой их рождения. В «Сторожевой башне» от 15 февраля 1909 года рассказывалось о том, как на конгрессе в Джексонвилле (штат Флорида, США) брата Расселла пригласили на сцену. Для чего? Ему вручили подарок по случаю дня рождения — несколько коробок с грейпфрутами, ананасами и апельсинами. Такая картина наблюдалась в прошлом» («Сторожевая башня» 15.10.1998 г., стр.30). 
Однако в 1920-х годах эти христиане, благодаря глубокому изучению Библии и размышлению над ней, пришли к выводу, что им следует в корне пересмотреть своё прежнее отношение к подобного рода праздникам. Что же побудило их оставить такой широко распространённый во всём мире обычай? Почему и сегодня Свидетели Иеговы не желают ни каким образом приобщаться к нему? 

  На это есть несколько весомых причин! Предлагаю их внимательно рассмотреть и поразмышлять над ними. 





  Языческие корни



  Если незнание подобного обстоятельства среди людей неверующих можно было бы списать на их определённую дистанцированность от Библии и знаний истории христианства, то для тех, кто считает себя христианами, посещая какие-либо т.н. «христианские» церкви, подобное неведение оправдание вряд ли может найти. Это так хотя бы потому что довольно нередко среди учёных и богословов можно встретить комментарии по поводу языческого происхождения и небиблейской сущности празднований дней рождения. Приведу некоторые цитаты из подобных источников. 


  «Американская энциклопедия» (1991 год) пишет: «В таких древних государствах, как Египет, Греция, Рим и Персия, отмечались дни рождения богов, царей и знати» («The Encyclopedia Americana»). 

  Как отмечают в своей книге Ральф и Эдилин Линтон «являясь колыбелью цивилизации, Месопотамия и Египет были также первыми странами, в которых люди наблюдали даты своих дней рождения и чествовали их» («The Lore of Birthdays»). 


  «Самые ранние египетские упоминания празднования дня рождения относятся к XIII в. до н.э., а возможно, и к гораздо более раннему периоду (Helck и Otto, Kleines. Worterbuch der Agyptologie, 1956. Р. 115, с текстовыми ссылками)» («Новый Библейский словарь. Часть 2. Библейские реалии». Санкт-Петербург. Издательство «Мирт». 2001 г. / «New Bible Dictionary». Inter-Varsity Press, Leicester, England. Intervarsity Press, Downers Grove, Illinois, 1962).
  В работе «Выводы: дни рождения» замечается: «Геродот указывает на то, что у персов празднование дня рождения непременно сопровождалось особым угощением (Персидские войны I, 133). Если праздновалось день рождения, то во дворце устраивали царский пир, на котором придворные получали подарки (ix, 110). Греки, жившие до эпохи эллинизма, праздновали дни рождения богов и выдающихся людей (ISBE, ст. День рождения, том. 1, стр. 515). Иосиф (Войны евреев, VII.3.1) упоминает о рассказе Тита, где имело место празднование дня рождения его брата и отца. В этот день они убивали еврейских пленных» (В. Кокса «Выводы» Жанелль Хильберн, под ред. В. Кокса. 2000 г.). 

  «Энциклопедия религии и этики» содержит указание на то, что «обычай отмечать дни рождения связан по своей сути с отсчетом времени, а по содержанию — с примитивными религиозными принципами» («Hastings’ Encyclopedia of Religion and Ethics»). 
К таковым принципам, в частности, относилась взаимосвязь со спиритизмом. 

  Так, в книге «Праздники дней рождения по всему миру» пишется следующее: «Праздники дней рождения начались в Европе давно. Люди верили в добрых и злых духов, иногда называемых добрыми и злыми гномами. Каждый боялся этих духов, того, что они причинят вред отмечавшему свой день рождения, и поэтому он был окружен друзьями и родственниками, чьи добрые пожелания и чье само присутствие защитило бы его от неизвестных опасностей во время празднования дня рождения. Дарить подарки приносило еще большую защиту. Совместная еда также предоставляла дальнейшую охрану и помогала получить благословения добрых духов. Поэтому праздник дня рождения был первоначально предназначен для того, чтобы защитить человека от зла и обеспечить ему приход хорошего года“ («Birthday Parties Around the World», 1967 г.). 

  «Различные обычаи, сопровождающие празднование дней рождения, находятся в области религии и магии. Пожелания счастья, подарки и общий праздник, к которому относятся еще и горящие свечи, применялись в старину для того, чтобы держать демонов на расстоянии от рожденного ребенка и обеспечить его безопасность в предстоящем году» («Schwbische Zeitung» [Журнал "Время и мир" - "Zeit und Welt"], 3/4 апреля 1981 г., стр.4). 

  Ту же мысль поддерживают Ральф и Эдилин Линтон: «греки верили, что у каждого есть дух-хранитель или демон, который присутствовал при его рождении и смотрит за ним в течение жизни. Существовало мистическое отношение между этим духом и богом, в день рождения которого родился этот человек. Римляне присоединились к этой идее. Они называли такого духа гением. Это представление сохранилось в поверьях людей и отражается в ангеле-хранителе, доброй фее и в святом-покровителе». 
Авторы указывают и на связь дней рождения с астрологией: «В древние времена запись дней рождения была важна главным образом потому, что дата рождения была необходима для составления гороскопа» («The Lore of Birthdays», New-York, 1952). 

  Согласно исследованию Линтонов, типичные для современных празднований дней рождения обрядные элементы тоже являются отображением древних языческих культов. Например, обычай в такой день ставить на стол торт, украшенный свечами. 
«Обычай зажигать свечи на пирогах начался у греков», — пишут Линтоны, - «Филохор [древнегреческий историк] сообщает, что в шестой день каждого месяца, в день рождения Артемиды, богини луны и охоты [и плодородности], на алтари храмов этой богини клались коврижки, круглые, как луна, и освещенные тонкими свечками». 
Далее авторы добавляют: «По народному поверью, свечи в день рождения обладают магической силой исполнять желания... С тех пор, как человек впервые начал ставить своим богам алтари, зажженные тонкие свечки и жертвенные огни всегда имели особое мистическое значение. Свечи в день рождения являются поэтому почитанием и данью уважения „новорожденному“ и приносят счастье». 
Книга «Праздники дней рождения по всему миру» затрагивает ту же тему: «Причина [использования свечей] восходит к древним грекам и римлянам, которые считали, что свечи или фитили для зажигания свечей обладают магическими свойствами. Вместе с пламенем свечей они возносили свои молитвы и передавали свои желания богам. Боги ниспосылали свои благословения и, возможно, отвечали на молитвы» («Birthday Parties Around the World», 1967 г.). 

  Объясняется также и то, откуда появилась традиция поздравления человека с его днём рождения: «Поздравления с днем рождения и пожелания счастья присущи этому празднику... первоначально эта идея коренилась в магии. Формулы заклинания к добру или ко злу — главное орудие колдовства. В свой день рождения человек особенно восприимчив к таким заклинаниям, так как в это время присутствуют его личные духи... Поздравления с днем рождения имеют большую силу к добру или злу, потому что в этот день он находится ближе к миру духов» («The Lore of Birthdays», New-York, 1952. стр.20). 


  Обсуждая корни появления обычая празднования дня рождения человека, нельзя пройти мимо ещё одного замечания, сделанного в работе «Выводы: дни рождения»: «Дни рождения берут свое начало в солнечном календаре; эта традиция не имеет абсолютно никакого отношения к Библии и заповеданному Богом календарю. Каково же происхождение традиции отмечать дни рождения?». 
Задаваясь таким вопросом, автор делает заключение о недопустимости для христиан следовать данному обычаю, «ведь культ день рождения является частью сатанинского обожествления». 


Далее он даёт пояснение: «Сатана создал культовую систему вопреки воле Божьей и Закону Божьему. Сатанисты хотят стать богами; они ищут равенства с Богом, не уповая на благодать Божью и не будучи покорными Ему. Христос никогда не хотел этого (Фил. 2:5-8)… День рождения - суть начало и самый священный из праздников сатанинского солнечного календаря». 


В подтверждение своих слов автор делает ссылку на поразительное признание одного из ведущих представителей т.н. сатанинского культа, который сообщает в своей книге следующее: «Наиболее почитаемым из всех праздников в сатанинской религии является день рождения человека. Этот праздник прямо противоречит духу святая святых других религий, обожествляющих определенного бога, сотворенного в форме антропоморфного существа по их образу и подобию, что демонстрирует далеко не полный отказ от эго (субъекта мысли). Сатанист рассуждает следующим образом: "Почему бы не посмотреть правде в глаза; если вы хотите сотворить бога по вашему образу, то почему бы не сотворить его таким как вы". Всякий человек есть бог, если он изберет признать себя таковым. Таким образом, сатанист празднует свой день рождения, почитая сей день самым важным днем в году… После дня рождения двумя самыми важными сатанинскими праздниками считают вальпургиеву ночь и канун дня всех святых» / «Сатанинская Библия» (Антон Жандор Ла Вей, (Air) Книга Люцифера – просвещение, Эвон Букс, 1969 г., гл. XI, Религиозные праздники, стр. 96)». 


Далее, автор исследования делает окончательный вывод: «Дни рождения - суть особые дни, в которые человек становится не только богом, но и частью древней системы сатанинских мистерий… Эта традиция не имеет отношения к Библии, она не богоугодна, поскольку направлена на ослабление власти Бога» (В. Кокса «Выводы» Жанелль Хильберн, под ред. В. Кокса. 2000 г.). 

  Понимая, какие корни имеются у столь популярных празднований дней рождения, и как сегодня расценивается подобное празднование откровенными противниками истинного Бога, стоит ли удивляться нежеланию Свидетелей Иеговы связывать себя с подобными «торжествами»? Для этих христиан куда большее значение имеют принципы Библии, которые могут помочь сориентироваться в вопросах отношения к языческим обычаям. Но чем может помочь нам Божье Слово конкретно в исследовании вопроса празднования дней рождения? 

  Нужно помнить, какое отношение у Бога к языческим обычаям и ритуалам. Библия поощряет христиан серьёзно внимать предупреждению Иеговы: «жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу; я же не хочу, чтобы вы имели часть с демонами. Не можете пить чашу Иеговы и чашу демонов, не можете есть со «стола Иеговы» и со стола демонов. Или «будем пробуждать в Иегове ревность»? Разве мы сильнее его? ...А потому, едите ли вы, или пьёте, или другое что делаете, всё делайте во славу Бога» (1Кор.10:20-22,31).

  Искренние христиане никогда не будут желать принимать участие в праздновании обычаев, что предлагаются со стола демонов, а не Иеговы Бога. 

  Библейский взгляд на языческие празднования



  В своём Слове Иегова Бог поясняет, какое отношение он имеет к религиозным празднованиям людей, отчуждённых от Божьей истины. Он недвусмысленно показывает, что ненавидит и осуждает подобные языческие торжества (3Цар.12:32,33; Ис.65:11,12; Дан.5:1-7; Ам.5:26,27; 8:10). 


  Помимо этого, Библия приводит неоднократные примеры того, что для Иеговы становятся неприятными даже те празднования, что установлены им самим через Моисеев закон, - если его народ становится на путь непослушания (Ис.1:11-15; Ос.2:11; Ам.5:21-23). 

  Что немаловажно, в Божьем Слове указывается и на интересующие нас празднования дней рождения. Их описание приводятся в двух местах Библии. 

  В одном случае о таком праздновании мы читаем в книге Бытие 40:20-23. В данном отрывке речь идёт о дне рождения египетского фараона – язычника, поклонявшегося идольским божествам. Причём этот библейский пример в точности соответствует историческим реалиям того времени. Как указывается в книге «Обычаи и традиции Израиля» «фактически, это был древний египетский обычай» («Customs and Traditions of Israel»). Египтолог Гарднер Уилкинсон подобным образом замечает: «египтяне придавали большое значение дню и даже часу своего рождения; вероятно, как и персы, они отмечали дни рождения с большим ликованием: приглашали друзей, устраивали увеселительные мероприятия, подавали особенно щедрые угощения» («Hastings’ Encyclopædia of Religion and Ethics»). Однако, что характерно, данное событие представлено в Библии в крайне отрицательном свете – такому празднованию оказалось свойственно убийство человека, что, по-видимому, явилось своеобразным развлечением для именинника. 

  Другой подобный случай находится в Матфея 14:6-12. Здесь описан случай веселия по поводу дня рождения царя Ирода, идумеянина по национальности. В «Международной стандартной библейской энциклопедии» в описании этого отрывка мы встречаем такую мысль: «Греки в доэллинистическую эпоху отмечали дни рождения богов и видных людей. Такие празднования назывались словом генефлиа, а дни рождения умерших высокопоставленных лиц — генезиа. Во 2-й книге Маккавейской 6:7 делается ссылка на ежемесячный генефлиа Антиоха IV, во время которого евреи обязаны были „есть от жертвоприношений“. [...] Ирод, празднуя свой день рождения, следовал эллинистическому обычаю» («The International Standard Bible Encyclopedia», 1979 г.). 


  И вновь мы наблюдаем исключительно негативный окрас этого празднования, предоставляемый Божьим Словом. И снова данное торжество омрачено смертью – на этот раз верного Божьего пророка Иоанна Крестителя. 

  Характерной чертой всех этих примеров является отсутствие участия в праздновании дней рождения Божьих служителей. И, наоборот, мы видим, что во всех случаях в торжествах, устраиваемых в честь именинников, принимали участие исключительно отдалённые от Бога люди. Естественным образом возникающий вопрос «Почему Господь все упоминания в своём Слове о днях рождения несовершенных людей представляет в негативном свете?», учитывая, что в Библии Бог ничего не помещает просто так, без сомнения, побуждает искренних и мыслящих христиан со всей серьёзностью проанализировать своё личное отношение к подобным празднествам. Будет ли Господь, осуждавший на страницах Библии дни рождения язычников, благоволить христианам, решившим применить и к себе те же праздники? Увы! 

  В связи с обсуждением известного вопроса стоит обратить внимание на мысль из статьи журнала «Сторожевая башня», посвящённой теме дней рождения: «Следует отметить, что современные истинные христиане не слишком интересуются происхождением и возможной древнерелигиозной подоплекой каждого обычая, но в то же время они не могут не обращать внимания на то, о чем очень ясно говорится в Слове Бога» (15.10.1998 г., стр.30,31). 

  В статье на аналогичную тему из журнала «Пробудитесь» замечается: «Значит ли это, что христианам нельзя иметь никакого дела с каким-либо обычаем, который, может быть, взял свое начало в ложных религиозных обрядах? Нет. Очень много распространенных обычаев имеют, возможно, такое начало. Но если сохранившиеся до сегодняшнего дня особенности этого обычая противоречат библейским принципам, то истинные христиане должны по соображениям совести отказываться участвовать в нем» (8.01.1985 г., стр.14-17). 

  Какие же другие, кроме языческой составляющей, особенности празднований дней рождения побуждают истинных христиан оградить себя от какого-либо участия в подобных торжествах? 

  Подлинная сущность празднования дней рождения



  Нельзя сказать, что для служителей Бога время рождения и возраст человека не имели никакого значения. В Библии мы встречаем неоднократные примеры подобных документальных записей. Так, видно, что ещё в древнейшие времена вёлся учёт возраста людей: «Ною исполнилось пятьсот лет, и после этого у Ноя родились Сим, Хам и Иафет». «В шестисотый год жизни Ноя...открылись все источники бескрайной водной пучины» (Бытие 5:32; 7:11). Отрывок книги Бытие 11:10—26 содержит наглядный пример точного учёта рождений потомков Сима. Согласно Моисееву закону, для служения при скинии (а позже – в храме) могли отбираться лишь представители колена Левия в возрасте «от тридцати до пятидесяти лет», что, естественно, подразумевало бы необходимость строгих записей времени рождения этих мужчин (Чис.4:3). Об Иисусе тоже говорится, в каком возрасте он приступил к своему земному служению (Лк.3:23). 


Подобных примеров в Библии более чем достаточно. Они служат показателем того, что для служителя Бога во все времена являлось вполне естественным знание своего возраста и учёт взросления, согласно сделанным когда-то документальным записям. 

  Однако означало ли всё это, что поклонники Бога использовали данные сведения для того, чтобы каждый год устраивать празднования в честь очередной годовщины своего рождения? Вовсе нет! 


Что же, помимо языческой составляющей, побуждало истинных служителей Бога во все времена отказываться от подобных празднований? Такой причиной являлось неугодное Богу стремление человека к самопрославлению. 

  Нет сомнений в том, что человек, называемый именинником, в день празднования своего рождения становится фигурой № 1 для всех, кто его окружает. В этот день именинника не принято критиковать или укорять, но положено осыпать его славословиями и восхвалениями. Он – в центре внимания, практически на пьедестале, сооружаемом родственниками и друзьями. 


Как замечают в своей книге, посвящённой дням рождения, Ральф и Эдилин Линтон в такой день «все подарки и поздравления предназначены для самого себя. Торт ко дню рождения с роскошной цветной глазурью и с сияющими свечками — это личная дань уважения. Другие праздники радуют сердце, но дни рождения льстят собственному „я“» («The Lore of Birthdays»). 


Самовосхваление или, наоборот, участие в прославлении кого-то другого, столь свойственные этому празднованию, - не находится ли всё это в прямом противоречии с тем, что говорит людям Библия? Давайте задумаемся над словами и примерами из Слова Бога, призывающими нас к проявлению смирения и скромности, а не самовозвышению. 

  «Тот, кто возвышает себя, будет смирён, а тот, кто смиряет себя, будет возвышен» (Мф.23:12). Эти слова были сказаны Иисусом гордым фарисеям, любящим, «чтобы их видели люди, …любящие самые почётные места на ужинах …и приветствия» (Мф.23:5-7). 

  Сам же Иисус никогда не искал себе славы. «Я не принимаю славы от людей… Я не ищу славы себе» (Ин.5:41; 8:50). Даже исполняя своё великое служение, Божий Сын «запрещал [людям] рассказывать о нём», не желая себе тщетного величия. Все заслуги он обращал в адрес своего небесного Отца, а не ставил их в славу себе (Ин.8:26-28). Потому-то Иисус имел все основания сказать о себе: «Научитесь от меня, потому что я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29. Сравните 20:26-28). 

  Апостол Павел, выдающийся миссионер, участвовавший в написании большей части книг Христианских Греческих Писаний, говорил о себе, как о «меньшим наименьшего из всех святых» (Эф.3:8). 

  Христианам Библия даёт отрезвляющие советы: «Не думайте о себе больше, чем необходимо думать, но думайте так, чтобы сохранять здравомыслие… В мыслях не будьте высокомерны, но руководствуйтесь тем, что скромно» (Рим.12:3,16). «Не будем становиться тщеславными»! (Гал.5:25). «Ничего не делайте из сварливости или тщеславия, но по смирению ума считайте других выше себя» (Фил.2:3). «Облекитесь в …смирение ума, кротость» (Кол.3:12). «Стремись… к кротости» (1Тим.6:11). 
Только смиренный дух в человеке может быть угодным Господу! (Иак.4:10). 

  Именно такой дух проявляли Павел и Варнава в тот день, когда в Листре исцелили хромого от рождения человека. Библия передаёт дальнейшее развитие событий: 
«Тогда народ, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: «Боги приняли человеческий облик и сошли к нам!». И называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермесом… А жрец Зевса, храм которого был перед городом, привёл к воротам быков, принёс венки и хотел вместе с народом принести жертвы» (Деян.14:8-13). 


Как можно увидеть из этого случая, необычайное исцеление больного человека настолько поразило жителей Листры, что те были побуждены выказать особые знаки почтения двум служителям Бога. По сути, Павел и Варнава, оказавшись в центре чествований язычниками, были ими обожествлены! Им тут же придали особые величественные ассоциации и преподнесли почётные подарки в знак уважения. 


Как же повели себя в этой ситуации Божьи служители? Библия сообщает нам: 
«Но апостолы Варнава и Павел, услышав об этом, разорвали на себе верхнюю одежду и, кинувшись в толпу, закричали: «Зачем вы это делаете? Мы такие же немощные люди, как и вы…». Говоря это, они с трудом удерживали народ, чтобы им не принесли жертву» (Деян.14:14-18).


  Для этих смиренных служителей была чуждой даже мысль о неком восхвалении в свой адрес, а, тем более, преклонение перед ними! Причина такого отношения была ясно выражена уже в самом начале их обращения к тем людям. И Павел, и Варнава считали себя «немощными людьми», что, естественно, исключало всяческие основания для особого выделения себя из числа других «таких же немощных людей»! 

  Отнюдь не зря Иегова записал данный случай в своём Слове. Сегодня христианин может учиться на принципах, заложенных в подобным примерах, таким же образом остерегаясь прямо или косвенно оказаться нескромным предметом чествований и восхвалений со стороны кого бы то ни было. Но разве схожие по своей сути празднования именинников в дни рождения не представляют для христианина собой подобной же ловушки? 


  В обсуждении данной темы весьма важно отметить тот факт, что с точки зрения самого Иеговы Бога «доброе имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня рождения. Лучше ходить в дом скорби, чем в дом пира, потому что таков конец всякого человека, и пусть живущий примет это к сердцу» (Экк.7:1,2). Почему же Господь говорит о преимуществе дня смерти над днём рождения? Ответ кроется как раз в уже упомянутой ранее «немощности людей». 


Библия сообщает о состоянии людей, что они из-за унаследованного от Адама и Евы несовершенства «все под грехом, как написано: «Нет праведного ни одного… Все уклонились от пути, все вместе стали негодны»... все согрешили и лишены славы Бога» (Рим.3:10,12,23). Участь несовершенного человека, в конечном счете, сводится к тому, чтобы, проведя короткую и беспокойную жизнь, придти к смерти (Иов 14:1-4; Рим.5:12). Уже потому кажется довольно абсурдным придание особого значения дню рождения грешного человека. Причём, что характерно, для многих людей в мире очередная годовщина его рождения со временем начинает становиться уже «праздником грусти». И это вовсе не удивительно, если учесть появление новых морщин на лице, немощей в теле и прочих, увы, естественных для старшего возраста неприятных изменений. 


  Подобные обстоятельства делают человеческую жизнь довольно скоротечной. «Дней лет наших – семьдесят лет. И даже если при большей силе их восемьдесят лет, то всё равно они наполнены бедствиями и страданиями. Они проходят стремительно, и мы улетаем» (Пс.90:10; Иак.4:14). Трудно не согласиться с этими словами… 

  Как лучше всего человеку распорядиться своей короткой жизнью? Библия даёт ответ: «Бойся истинного Бога и соблюдай его заповеди – это то, что требуется от человека» (Экк.12:13). Согласно этим словам, человеку следовало бы приложить все усилия в том, чтобы учиться у Господа пути, ведущему к жизни. И Бог внимательно «оценивает дух» каждого человека (Пр.16:2). Для Господа очень важно, какой личностью стал человек в итоге своего недолгого жизненного пути, отчего будет зависеть и его будущее. Как уверяет он сам: «Проявляющий веру в Сына, имеет вечную жизнь; не повинующийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин.3:36). Истинной надеждой для таких послушных Господу людей явится будущее воскресение к новой жизни (Ис.26:19; Ин.5:25,28). Потому-то в той же книге Экклезиаста Иегова и делает признание, что «день смерти лучше дня рождения» (Экк.7:1). Иначе говоря, человеку следовало бы радоваться не дню своего рождения, а имеющейся возможности получить за время своей недолгой жизни «доброе имя» от Бога, при условии искренних стараний предоставлять Божьему духу формировать свою личность! 


  Понимая это, не кажется ли абсурдным празднование в честь очередной годовщины рождения несовершенного человека, подверженного греховным страстям и, зачастую, непослушного своему Жизнедателю? Того, кто для Бога пока что всё ещё является «прахом», который однажды «возвратится в землю, где он и был»? (Экк.12:7). Не является ли такое празднование своеобразным возвеличиванием грешного существа? 

  Подобный пример возвеличивания несовершенного человека мы наблюдаем в очень похожем по своему принципу случае чествования царя Ирода. В Деяния 12:21-23 мы читаем следующее сообщение: 
«В установленный день Ирод, надев царскую одежду, сел на судейское место и обратился ко всем с речью. А собравшийся народ стал кричать: «Это голос бога, а не человека!».

 Не правда ли ситуация на удивление схожая с тем, что сегодня можно наблюдать во время чествований именинника? Такой же несовершенный человек «в установленный день» возводится на особое место в глазах других людей, «а собравшийся народ» осыпает его славословиями и лестью! Но как в том случае Господь отнёсся к подобному проявлению возвышения одного человека другими людьми? Библия сообщает: «В тот же миг ангел Иеговы поразил его, потому что он не воздал славы Богу».

 
Печальный, но довольно показательный пример! И причина такого недовольства Господом также ясна – несовершенный человек поставил себя выше других, тем самым позволив остальным, по сути, совершить своеобразное идолопоклонство по отношению к нему. Такое стремление к возвеличиванию, с точки зрения Бога, явилось посягательством на вышнюю славу! 


Может ли быть такое поведение достойно христианина? Ни в коем случае! Истинные служители Бога не желают становиться объектами лести и недостойного восхваления! Они не хотят быть похожими на тех, кто «любит больше славу от людей, чем славу от Бога» (Ин.12:43).Этот факт является ещё одной важной причиной, по которой они не празднуют популярные в несовершенном человеческом обществе дни рождения. 

  «День рождения» Иисуса Христа 



  Что такое несовершенный человек по сравнению с «человеком с небес» Божьим Сыном Иисусом Христом (1 Кор. 15:47)? Эти два понятия невозможно даже сравнивать друг с другом. Любой человек, живший когда-либо, нёс в себе печать греха и был не в силах претендовать на сколько-нибудь сравнимое совершенство, соответствующее взгляду своего Создателя (Пс.51:5; Рим.7:18-25). И только Иисус – единственный, кто «не совершил греха» и в «чьих устах не найдено обмана» (1 Пет. 2:22). 

  Зная это, может возникнуть желание каким-то образом увековечить дату рождения такого великого человека, как Иисус Христос. Что, в сущности, люди и пытаются делать уже более полутора тысячи лет. Они даже придумали соответствующе празднование, названное ими «Рождество Христово». Для этого ими была выбрана столь необходимая датировка такого дня – 25 декабря (в православной церкви – 7 января). В этой работе мы не будем рассматривать проблематику т.н. «Рождества Христова» (данному вопросу будет уделено внимание в соответствующей статье). Лишь коротко хочется заметить, что такие даты – исключительно плод фантазии лишённых богоугодного разумения несовершенных людей, т.к. они не подтверждаются Библией и даже, наоборот, по ряду важных моментов противоречат как библейскому повествованию, так и здравой логике! 

  Задумаемся вот над чем. Создатель Священного Писания, поместивший в своём Слове немалое количество различных датировок тех или иных событий, предоставляя точные даты, имеющие отношение к жизни и служению Иисуса на земле, при всём этом не пожелал указывать его дату рождения в качестве человека! Может возникнуть вопрос: «Почему?». Разве не достоин был бы Божий Сын того, чтобы люди обладали этой информацией и отмечали день рождения Иисуса? 

  Однако, Господь, который никогда и ничего не упускает из своего внимания, определённо не пожелал такого. Ни в одном из четырёх Евангелий, ни в посланиях Павла, Петра, Иакова, Иуды или Иоанна он не дал и малейшего намёка на точный календарный день, в который родился на земле его Сын. Заметьте, совершенный Сын! Иначе говоря, Бог не считает правильным, чтобы люди отмечали день рождения Иисуса! А если бы Господу это празднование было бы угодно, то он, наверняка, указал бы такую дату в Библии. Однако её нет! И этот факт следует понимать в согласии с мнением самого Бога. 


Причём, наоборот, Библия даёт недвусмысленное указание истинным последователям Иисуса отмечать день смерти Христа, при этом предоставляя и конкретную дату данного события – 14 Нисана, день ежегодной Пасхи по еврейскому календарю (Лк.22:19,20; 1Кор.11:23-26). Тем самым вновь подтверждается точка зрения Иеговы Бога, изложенная в Экклезиаст 7:1: «Доброе имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня рождения»! Ведь только после полностью пройденного этапа земного служения и жертвенной смерти за грех Иисус смог получить истинную награду и доброе «новое имя» (Лк.23:46; Ин.19:30; Деян.2:32,33; Флп.2:9-11; Отк.19:11-13). Таким же образом и для верных ему христиан, имеющих надежду на совместное правление с Иисусом-Царём, после их смерти и воскресения, данного в награду за их «победу», сберегается «новое имя» (1Ин.5:4,5; Отк.2:17; 3:21). Понятно, что день, в который родился Иисус, просто не мог иметь той особой значимости, как тот день, когда Божий Сын своей смертью смог победить греховный мир и примирить человечество с Богом! (Рим.5:10; Кол.1:22; Евр.2:14). 

  Итак, Бог не пожелал, чтобы люди праздновали день рождения его Сына! 

  В связи с этим возникает следующий вопрос. Если с точки зрения Господа нет необходимости в праздновании дня рождения единственного совершенного человека и Божьего Сына, искупившего человечество, Иисуса Христа, то, как тогда нам относиться к празднованию дней рождения обычных несовершенных людей? Людей, которым свойственно постоянно поступать неправильно и даже греховно, и от которых никак не зависит наше личное спасение? (Иак.3:2; 1Ин.1:8-10; 3:4). Насколько обученная драгоценными истинами из Божьего Слова совесть христианина может позволить ему ставить свой или чей-то ещё момент появления на земле выше и значимее дня рождения Иисуса? Однако так и получается в том случае, когда человек решает, что в отличие от взгляда Бога и Иисуса, не считавших нужным отмечать день рождения, он лично может придать факту своего рождения особое значение и окружить его торжественностью и величием. 

  Это ещё одна из важных причин, по которой обученная Библией совесть Свидетелей Иеговы не позволяет им принимать какого-либо участия в празднованиях дней рождения несовершенных людей. 

  Отношение древних израильтян и ранних христиан к дням рождения



  Рождение детей в Божьем народе всегда было благословенным и счастливым событием (Луки 1:57, 58; 2:9—14; Иоанна 16:21). Тем не менее, служители Иеговы не имели обычая ежегодно праздновать дату рождения; они соблюдали другие праздники, но не дни рождения (Иоанна 10:22, 23).

  Как замечается в «Иудейской энциклопедии» «празднование дней рождения неизвестно в традиционном иудейском ритуале» («Encyclopedia Judaica»).

  Подобное обстоятельство подчёркивает В.А.Томсинов, автор книги «Хронология истории Древнего Египта», указывая, что «иудеи не считали дни рождения людей заслуживающими каких-либо праздневств» (Глава 12, абз.3). 
Согласно «Международной Стандартной Библейской Энциклопедии» празднование дней рождения было популярным праздником в культурах различных народов. «Однако нет доказательств того, что в доэллинистические времена в Израиле праздновали дни рождения» («The International Standard Bible Encyclopedia», издание 1979 года). 

  В «Американской энциклопедии (издание 1991 года) мы встречаем такую информацию: «В древнем мире Египта, Греции, Рима и Персии праздновали дни рождения богов, царей и аристократов». Далее говорится, что римляне отмечали рождение Артемиды и день Аполлона. Однако в противоположность этому, «хотя израильтяне древности и хранили записи о возрасте граждан мужского пола, доказательств того, что они имели какие-то торжества по случаю годовщин дней их рождения, не существует» («The Encyclopedia Americana» 1991). 

  В другом источнике мы находим подобную же информацию: «В Библии ни разу не упоминаются празднования дня рождения среди самих иудеев… На самом деле, по крайней мере поздние иудеи рассматривали празднования дня рождения как часть идолопоклонства» («M’Clintock and Strong’s Cyclopædia»). 

  Ту же мысль подчёркивает Патрик Ферберн в «Имперском библейском словаре»: «Евреи более поздних времен считали празднование дней рождения частью поклонения идолам — взгляд, который имел много подтверждений в том, что они видели в распространенных празднованиях тех дней» («The Imperial Bible Dictionary», London, 1842, т. 1, стр. 225.) 

  Откуда же тогда у более поздних поколений евреев возник этот обычай, подобный языческому? 

  Труд «Обычаи и традиции Израиля» отвечает на этот вопрос: «Празднование дней рождения было заимствовано из обычаев других народов, так как никакого упоминания об этом обычае у евреев не сделано ни в Библии, ни в Талмуде, ни в писаниях мудрецов более поздних времен. Фактически, это был древний египетский обычай» («Customs and Traditions of Israel»). 

Подобные заключения различных историков помогают придти к ясному заключению, что праздники дней рождения никогда не были присущи верным служителям Бога в Израиле. 


  Однако со стороны некоторых любителей данного праздника порой можно услышать мнение, что согласно Моисеева закона древние израильтяне праздновали определённые даты, такие, например, как новомесячия. И сопровождались они весельем и ликованием. Так, закон говорил: «В дни радости, в праздники и в начале каждого месяца вы должны трубить в трубы над вашими всесожжениями и мирными жертвами» (Чис.10:10). 


  Но разве в числе данных празднований присутствовали дни рождения отдельных лиц? Увы, все празднования, описанные в законе, являлись направленными исключительно на прославление Бога, а не людей или отдельно взятого человека. Это были богословские, а не светские, празднования. И связаны они были с ритуальной частью закона. По этой причине о них говорится как о праздниках, исполняемых «как было предписано» и «как написано в законе Иеговы» (1Лет.23:31; 2Лет.31:3). 

  Между тем, довольно показательно, что с небиблейским происхождением празднований дней рождения соглашаются даже те, кто пытается защищать этот обычай. Так, на одном из адвентистских сайтов на вопрос "Можно ли праздновать день рождения?" авторы в своём ответе делают признание: «Вообще-то, у евреев не было обычая праздновать дни рождения. Это был языческий праздник. Евреи очень поздно начали праздновать только один 13-й день рождения, то есть день совершеннолетия. Но это скорее религиозный праздник посвящения молодого человека или девушки Господу, нежели праздник дня рождения. Да и то, этот обычай укоренился среди евреев уже в средние века. Поэтому Библия попросту не могла говорить о том, чего не существовало среди народа Божьего» (Сайт «Твоя Библия»). 

  Таким образом, становится понятным, что ни с библейской, ни с исторической точки зрения традиция празднования дня рождения не была присуща служителям Иеговы Бога в прошлом. Лишь постепенно, с течением времени данный языческий обычай проник в иудейскую среду. 


  В таком случае нас может интересовать ещё один вопрос: а как относились к празднованиям дней рождения ранние христиане? Может быть они, уже не находясь под Моисеевым законом, имели несколько иное отношение к данному обычаю? 

  Что ж, давайте обратим внимание на заключения, сделанные по этому поводу историками. 

  «К празднованию годовщины рождения, несмотря на то, что это был обычай у древних народов, христиане первоначально относились с неодобрением», — замечает историк Уильям С. Уолш в своей книге «Курьёзы популярных обычаев». Далее автор приводит цитату из ранних христианских писаний на эту тему: «В проповеди о Левит XII,2 Ориген заверяет своих слушателей в том, что „нет ни одного святого, который когда-нибудь устраивал пир или большой обед в день своего рождения, или который радовался бы в день рождения своего сына или своей дочери. Но грешники радуются и веселятся по таким дням“» («Curiosities of Popular Customs»). 

  Д-р Джон К. МакКоллистэр, автор книги «The Christian Book of Why», пишет: «Христиане первого столетия не праздновали рождение Иисуса - по той же причине, по какой они не праздновали и никакого другого дня рождения. В то время все христиане были того мнения, что празднование всякого дня рождения - обычай язычников». 
В этой связи неудивительно, что в энциклопедии «World Book» делается заключение: «Первые христиане не праздновали Его [Христа] дня рождения, поскольку считали празднование дня рождения любого человека языческим обычаем» (том 3, страница 416). 

  Аналогичное утверждение делает и Август Неандр: «Христиане того периода были вообще далеки от идеи празднования дней рождения» ("Общая история христианской религии и церкви", 1842, т. 1, стр. 518). 

  Как долго ранняя христианская церковь избегала этой языческой традиции? «Христианство отказывалось от празднования дней рождения, как от языческого обычая, вплоть до 4-го столетия н.э.» ("Schwbische Zeitung" [Журнал "Время и мир" - "Zeit und Welt"], 3/4 апреля 1981 г., стр. 4.) 

  Что же произошло с христианскими взглядами в последующие века, из-за чего многие, кто называл себя верующими в Христа людьми, стали считать вполне приемлемым участие в этом языческом обычае – праздновании дней рождения? Всё очень просто. При «первом христианском» императоре Рима Константине, в реальности до конца своей жизни остававшимся верховным жрецом божественного Солнца, подвергавшаяся гонениям церковь, получила невиданную дотоле свободу. И уже очень скоро «христианство» стало имперской религией. Результат не замедлил себя ждать. За короткое время церковь переняла нехристианские языческие обычаи и традиции, столь популярные в тогдашнем античном мире. Как пишет историк Уильям Уолш «открывая свое сердце гуманности религии, она стала приближаться к гуманности Иисуса и искать с живым интересом день Его рождения, чтобы сделать его святым». Но если последователям «нового образца христианства» теперь можно было праздновать день рождения Иисуса, то, как тогда обстояло дело с другими днями рождения? Автор устанавливает такую связь, говоря: «С празднованием Рождества Христова возвратилось празднование рождества заурядных смертных». 

  Таким образом, лишь спустя столетия, когда т.н. «христианская» церковь пустила корни отступничества, отказываясь от многих чистых библейских истин, в её среде стали таким же обыкновением, как и в обществе мирских людей, устраивания празднеств в честь именинников. Церковь переняла этот обычай из язычества, содействуя популяризации его в массах своих прихожан. 


  Но здесь то и дело можно услышать мнение, что для христианина якобы не должно быть никаких библейских запретов в том, что он считает для себя желанным, а потому и допустимым. «Разве не говорит Библия – уверяют такие люди, - что никто не должен судить верующего человека за «праздники»? (Кол.2:16). 


  Таким «верующим» людям следовало бы со всей серьёзности внять совету - быть очень внимательными к Божьему Слову, не коверкая его на своё усмотрение и не выдирая его слова из контекста. Во всех подобных случаях Библия ведёт речь вовсе не о неком безразличном отношении со стороны христиан к языческим культам и празднованиям, а о соблюдении (или не соблюдении) праздников и ритуалов из всё того же Моисеева закона, предписанного Израилю. Эта тема обсуждения довольно часто затрагивается апостолом Павлом в самых разных его посланиях христианским собраниям. Апостол неустанно показывает разницу между тщетным желанием спастись по закону и истинным спасением по благодати Иисуса Христа (Рим.3:21-28; 7:4-6; 8:1-4; Гал.2:16; 3:1-14; Евр.7:19-22; 8:7-13). Так, в том же тексте послания Колоссянам Павел, говоря о «праздниках», упоминает наряду с ними и «субботы» и «новолуния». А в предыдущем стихе говорит о «рукописи, свидетельствовавшей против нас» и «состоявшей из постановлений» (Кол.2:14,20-23). Этот свод из Моисеева закона и был устранён смертью Иисуса Христа. 

  Таким образом, согласно всему рассмотренному выше, мы понимаем, что ни древние израильтяне, ни ранние христиане не желали связывать себя с языческими празднованиями дней рождении. 

  Точка зрения Свидетелей Иеговы на языческие праздники



  Означает ли нежелание Свидетелей Иеговы участвовать в празднованиях дней рождения некое пренебрежение радостью, связанной с появлением на свет нового человека? Нет, это вовсе не так. 

  В одной из библейских публикаций этих христиан в статье, затрагивающей обсуждаемую нами тематику, по этому поводу замечается следующее: «Бесспорно, рождение любого ребенка — счастливое и замечательное событие. И естественно, любые родители радуются, видя, как с каждым годом подрастает их малыш. Свидетели Иеговы тоже от всего сердца проявляют любовь к родным и близким: дарят им подарки и с удовольствием проводят вместе время. Однако они предпочитают делать это в любые другие дни в году ввиду происхождения празднований дней рождения (Луки 15:22—25; Деяния 20:35)». 

  Свидетели Иеговы считают признаком хорошего тона искреннее проявление щедрости, радушия и гостеприимства. Тем более что к развитию подобных качеств призывает и Божье Слово. Библия не считает чем-то плохим и желание веселиться и делать другим подарки (Пр.17:8; Экк.2:24; 3:12,13; Лк.6:38; Деян. 9:36; 1Кор.10:314 16:2, 3). 

  В согласии с этим в упомянутой выше публикации говорится: «Библия поощряет делать подарки и собираться за столом всей семьей или с друзьями в любое время. Она призывает родителей воспитывать в своих детях подлинную щедрость, а не побуждать их дарить подарки лишь по обязанности (Матфея 6:2, 3). Свидетели Иеговы прививают детям терпимое и уважительное отношение к чувствам других, и в это включается признание за другими права справлять [языческие празднества]. В то же время Свидетели Иеговы ценят, когда другие уважают их решение не участвовать в [подобных празднованиях]» (Свидетели Иеговы и образование», стр.14-18). 

  Чувствуют ли себя из-за этого обделёнными сами дети Свидетелей Иеговы? Давайте послушаем, что по этому поводу говорят они сами: 


«Хотя родители и не дарят мне подарки ко дню рождения, но они покупают их для меня в другие дни. Мне это очень нравится, ведь такие подарки для меня большой сюрприз» (Грегори, 11 лет). 


«Мне с друзьями весело, и мы время от времени делаем друг другу подарки просто так» (Николь, 14 лет). 


«В школе многие спрашивают меня, как я могу жить без Рождества и других праздников. Я не чувствую себя обделенной. Мы все время делаем что-то всей семьей. У нас очень хорошие друзья, с которыми мы проводим каникулы. Мы ходим в походы и катаемся на лыжах, а также часто приглашаем к себе гостей. Мне кажется, если бы другие знали, как нам весело живется, они бы очень удивились» (Андриана, 13 лет). 


«Я никогда не чувствовал, будто меня чего-то лишают из-за того, что мы не празднуем Рождество и другие праздники. На каникулах, когда нам не нужно ходить в школу и когда у папы выходной, мы во что-нибудь играем, ходим в кино, смотрим телевизор. Мы много времени проводим всей семьей» (Брайан, 10 лет). 


Понятно, что такой взгляд вполне можно назвать здравым и рассудительным! Тем более, когда он присущ всего лишь детям… 


  Вышерассмотренное также вовсе не означает, что христианам нельзя следить за важными датами в своей жизни. Так, например, христианские семьи могут отмечать для себя годовщины бракосочетания, другие - выделяют дату своего христианского крещения. Во всех подобных случаях речь идет о том, что имеет отношение к глубокому уважению библейских принципов и стремлению прославлять Бога в своей сознательной жизни, а вовсе не самому факту своего появления на свет.







  Каждый человек оставляет за собой полное право решать как ему относиться к празднованию дня рождения – своего или кого-то другого. Что же касается Свидетелей Иеговы, то их библейски обученная совесть не позволяет им принимать какого-либо участия в подобных обычаях. Причин этому существует немало, и они были освещены в данной статье. Свидетели Иеговы не собираются уподобляться примеру множества разноликих т.н. «христианских» церквей, считающих для себя вполне нормальным делом участие в обычаях, противоречащих библейским принципам и не соответствующим образу мышления ранней церкви. Они помнят указание Иисуса: «Верный в малом верен и во многом, а неправедный в малом неправеден и во многом» (Луки 16:10; Иак.4:4). 

  Итак, Свидетели Иеговы не желают связывать себя с празднованиями дней рождения потому что они чрезмерно подчеркивают значительность несовершенного человека. Это тем более важно, если учесть, что Автор Библии не пожелал вносить в своё Слово ни дату рождения на земле совершенного Божьего Сына, ни, тем более, какого-либо указания на регулярное празднование такого события. Что не менее актуально, служители Иеговы мудро принимают во внимание тот факт, что в Библии все упомянутые празднования дней рождения показаны исключительно в отрицательном свете. Помимо того многочисленные историки сходятся в выводах, согласно которым обычаи, связанные с празднованием дней рождения, коренятся в спиритизме, астрологии, суевериях и язычестве. Ничто в отдельности из всего перечисленного, а, тем более, в общей совокупности, не может в глазах Свидетелей Иеговы иметь основания для игнорирования. А потому совесть этих христиан отвергает любое приобщение к этому в корне нехристианскому обычаю. 


 

5 комментариев:

  1. Спасибо большое за статью о днях рожденья! очень много полезной информации. Я не Свидетель Иеговы, но изучаю Библию с вашими братьями и сестрами) Завтра день рожденья моего православного крестника и я не знала, как мне поступить.. Ваша статья помогла мне принять обоснованное и обдуманное решение. Она вооружила меня рациональными аргументами, развеяла сомнения в душе и наполнила меня радостной уверенностью! Спасибо Вам - работа проведена грандиознейшая!!!
    И сайт очень приятный! Особенно теперь, когда официальный сайт организации заблокирован((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго времени суток!Мы законопослушные граждане,но в данном случае о блокировании jw.org,вступает в силу закон Бога! Деяния 4:18-20.Вы молодец ИсН 1-8!

      Удалить
    2. Доброго времени суток!Спасибо Сергей!Интересно!Аргументировано!А так как Библия это слово Бога,приведенные библейские стихи показывают какие нормы он устанавливает(Исая 48:17,18) и как на это смотрит Иисус Христос!(Иоанна 5:30).Информация очень полезная,и в наших публикациях праздники освящены тоже достаточно!Хорошо было бы ссылаться на них как это реализовано в "Заметки о религии".Не поученья ради,а пользы для!

      Удалить
  2. Доброго времени суток!Спасибо Сергей!Интересно!Аргументировано и можно сказать полностью раскрыто!А так как Библия это слово Бога,приведенные библейские стихи показывают какие нормы он устанавливает и как откликается на это Иисус Христос Иоанна 5:30.Как то это все летало в голове!Теперь можно пользоваться в беседах.Хотя в наших публикациях обо всех праздниках есть исчерпывающая информация!Наверно не лишними были бы ссылки на них.Как это реализовано в "Заметках о религии".Но не поученья ради а для пользы для!Спасибо,успехов!

    ОтветитьУдалить